Святитель Григорий Нисский. О надписаниях Псалтыри

Святитель Григорий Нисский. О надписаниях Псалтыри

Богодухновенное Писание, как называет его божественный апостол (Тим. 3,16) — это писание Святого Духа. Цель его — польза для людей, как он говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно». Эта польза различна и многообразна: «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16). Но эту пользу нельзя получить с первого раза. Божественное скрывается тканью писания, как завесой… потому-то о тех, которые смотрят только на ткань писания, апостол говорит, что они имеют покрывало на сердце (2 Кор. 3, 15) и не могут провитдеть славу духовного законе (22, 17).

С глухими мы разговариваем знаками и жестами не потому, что не имеем голоса, а потому, что бесполезно было бы объясняться словами. И человеческое естество по-своему глухо и не слышит ничего горнего, поэтому «Бог, многократно… говоривший издревле отцам в пророках» (Евр. 1,1), ведет нас к познанию горнего, сообразуя слова святых пророков с тем, что нам ясно и привычно. Бог не предлагает учения равного собственному величию, но снисходит к нашей слабости (ибо как в малом вместилось бы великое?).

Все богодухновенное писание для читающих есть закон, не только заповедями, но и историческими повествованиями обучающий ведению тайн и чистому образу жизни.

Скачать djvu: YaDisk   
 812kb - 300 dpi - 138 c.ч/б текст

ПРЕДИСЛОВІЕ ДРУГУ

Со всею готовностію принялъ я твое, человѣкъ Божій, приказаніе, и меня, и тебя равно вызывающее на трудъ, и вникалъ въ надписанія псалмовъ. Ибо сего и требовалъ ты оть насъ — изслѣдовать усматриваемый въ нихъ смыслъ, чтобы для всѣхъ сдѣлалось явнымъ, что можетъ въ нихъ руководить насъ къ добродѣтели. Посему, съ великимъ вниманіемъ перечитавъ всю книгу псалмовъ, призналъ я необходимымъ не изслѣдованіемъ надписаній начать, но касательно всего вообще псалмопѣнія изложить напередъ нѣкоторый способъ къ искусному уразумѣнію мыслей, по которому естественнымъ образомъ уяснится для насъ понятіе о надписаніяхъ. Почему, прежде всего надлежитъ уразумъть цѣль сего Писанія, къ чему она клонится; потомъ, въ слѣдъ за симъ, разсмотрѣть то направленіе мыслей къ предположенному, какое показывають и порядокъ, удобно служащій къ познанію цѣли, и отдѣлы всей книги, опредѣляемые особыми нѣкіими очертаніями при пятичастномъ раздъленіи всего заключающагося въ псалмахъ пророчества. По предварительномъ же въ надлежащей мѣрѣ уразумѣніи сего содѣлается для насъ понятнѣе польза, извлекаемая изъ надписаній и раскрываемая уразумѣніемъ напередъ изслѣдованнаго. Поэтому съ сего должно начать обозрѣніе.

Запись опубликована в рубрике Псалтырь с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий