Стефанский Е.Е. Задачник начинающего слависта. Русский язык на фоне славянских языков для учителей, студентов и школьников.Самара, 1997

Пособие включает в себя более 130 задач по истории русского языка, многие из которых предполагают сопоставление русских фонетических, лексических, грамматических явлений с их аналогами в других славянских языках. Работая с задачником, школьники приобщаются к удивительному миру славистики, учителя получают уникальный развивающий и занимательный материал для уроков русского языка, студенты-филологи имеют возможность применить полученные в вузе знания на практике.

Впервые сборник упражнений по истории русского языка снабжен подробным разбором задач.

Материалы задачника апробированы в славянских классах средней школы № 132 г. Самары.

Скачать djvu: YaDisk  
3,5 Mb - 600 dpi - 98 с., ч/б текст, оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ

От составителя — стр. 4
ЗАДАЧИ — стр. 5
I. Введение. Древнее и современное славянское письмо — стр. 5
II. Фонетика — стр. 11
III. Словообразование и лексика — стр. 21
IV. Грамматика — стр. 29
ОТВЕТЫ — стр. 37
I. Введение. Древнее и современное славянское письмо — стр. 37
II. Фонетика — стр. 45
III. Словообразование и лексика — стр. 73
IV. Грамматика — стр. 85
Список использованной литературы — стр. 94

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Настоящий задачник – попытка собрать под одной обложкой лингвистические задачи и их решения, а также основные теоретические сведения по таким традиционным для филологов-славистов дисциплинам, как введение в славянскую филологию, старославянский язык, история русского языка, сравнительная грамматика славянских языков.

Работая над сборником, автор попытался отойти от традиционных заданий типа “восстановите праславянскую форму на основе древнерусской”, “напишите старославянский вариант слова, зная древнерусский”, “просклоняйте (проспрягайте) данное слово” и т.п. Не отрицая важности их для выработки навыков историко-лингвистического анализа, автор стремился к тому, чтобы, наряду с “формами”, анализировались и их значения, а сами задания носили не “типовой”, а проблемный характер. В задачах, включенных в сборник, предлагается, например, восстановить семантическую историю слова (см. задачи 2.42, 2.49); увидеть процесс структурных изменений в словоформе (см. задачи 4.3, 4.7); показать этимологическую связь совершенно различных на первый взгляд слов (см. задачи 2.14, 2.18); объяснить лингвистические парадоксы, наблюдаемые в современных славянских языках (см. задачи 2.1, 2.2); понять лингвистические основы языковой игры и речевых особенностей героев в произведениях русской художественной литературы (см. задачи 1.8, 2.17, 2.63, 3.19, 3.27, 3.28, 3.30).

Приводимые в книге решения задач, а также базовые теоретические сведения позволяют использовать ее в средних учебных заведениях гуманитарного профиля, где углубленно изучаются лингвистические дисциплины, а также делают ее полезной для студентов-заочников.

Работая над задачником, автор стремился избегать прямых заимствований, но использовал идеи некоторых задач из уже существующих сборников. В этих случаях после формулировки задачи имеется ссылка на соответствующее издание. Подобные ссылки помещаются и после задач, в которых использован иллюстративный материал (тексты на славянских языках, примеры из памятников и художественной литературы), заимствованный из учебников и учебных пособий.

Если при составлении задачи использовались результаты того или иного исследования или выводы, приводимые в словарной статье, то ответ на такую задачу по существу является изложением основных положений такого исследования, ссылка на которое помещается после ответа.

При ссылках на лингвистические исследования, учебники, учебные пособия и сборники задач в квадратных скобках указывается номер этого издания в списке использованной литературы (с. 94 – 95), а через точку с запятой — страницы. При ссылках на словари, а также тексты художественных произведений, фрагменты которых приводятся в некоторых задачах, в квадратных скобках приводится сокращенное наименование источника (которое расшифровывается на с. 95), а через точку с запятой — римскими цифрами том (если издание многотомное) и арабскими — страница.

Запись опубликована в рубрике Древнеславянский с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий