Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сборник упражнений. М.: Просвещение, 1984

Учебное пособие для практических занятий по исторической грамматике русского языка, выходящее третьим изданием, значительно переработано: введены новые разделы, обновлены упражнения, задания к текстам для анализа. Сохранена общая структура книги, деление ее на две части (в первой приводятся упражнения, во второй — тексты для анализа.

К учебнику Историческая грамматика русского языка В.В. Иванова.

Скачать djvu:  YaDisk
1,6 Mb - 300 dpi - 240 с., ч/б текст и иллюстрации, оглавление

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к третьему изданию – стр. 5
Предисловие к первому изданию – стр. 6
Часть I
Графика и орфография – стр. 9
Рис. 1 Образцы начерков с XI по XVII в. – стр. 10
Рис. 2 Остромирово евангелие 1056-1057 гг. Лист 13 оборот – стр. 12
Рис. 3 Русская правда по Новгородской Кормчий 1282 г. – стр. 13
Рис. 4 Летопись по Лаврентьевскому списку 1377 г. Лист 191 – стр. 14
Рис. 5 Уложение 1649 г. (Рукописный текст) – стр. 15
Фонетика – стр. 16
Отражение праславянских фонетических явлений в звуковой системе русского языка – стр. 16
История фонетической системы русского языка письменного периода – стр. 24
   Обобщающе-повторительные упражнения – стр. 37
Морфология – стр. 42
Словообразование – стр. 42
Имя существительное – стр. 42
Местоимение – стр. 58
Имя прилагательное – стр. 60
Имя числительное – стр. 64
Глагол – стр. 66
  Обобщающе-повторительные упражнения – стр. 74
Синтаксис – стр. 78
Часть II
Фонетика – стр. 120
Древнерусские тексты – стр. 120
Текст № 1. Остромирово евангелие (1056—1057 гг. «Запись») – стр. —
Текст № 2. Новгородские служебные минеи (1095—1097 гг.) – стр. 122
Текст № 3. Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода (около ИЗО г.) – стр. 124
Текст № 4. Договорная грамота Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом (1229 г.) – стр. 125
Текст № 5. Русская правда по Новгородской Кормчей (1282 г.) – стр. 128
Текст № 6. Из Новгородской летописи по Синодальному списку (XIII—XIV вв.) – стр. 130
Текст № 7. Из Летописи по Лаврентьевскому списку (1377 г.) – стр. 134
Текст № 8. Слово о полку Игореве – стр. 138
Отрывки из произведений русской литературы XIX—XX вв. – стр. 141
Морфология – стр. 145
Древнерусские тексты – стр. 145
Текст № 9. Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода (около 1130 г.) – стр. —
Текст № 10. Русская правда по Новгородской Кормчей (1282 г.) – стр. 147
Текст № 11. Из Новгородской летописи по Синодальному списку (XIII—XIV вв.) – стр. 150
Текст № 12. Из Летописи по Ипатьевскому списку (около 1425 г.) – стр. 155
Текст № 13. Из Летописи по Лаврентьевскому списку (1377 г.) – стр. 160
Текст № 14. Слово о полку Игореве – стр. 168
Отрывки из произведений русской литературы XIX—XX вв – стр. 178
Синтаксис – стр. 184
Текст № 15. Остромирово евангелие (1056—1057 гг. «Запись») – стр. 184
Текст № 16. Грамота великого князя Мстислава Володимировича
и его сына Всеволода (около ИЗО г.) – стр. 186
Текст № 17. Русская правда по Новгородской Кормчей (1282 г.) – стр. 187
Текст № 18. Из Новгородской летописи по Синодальному списку (XIII—XIV вв.) – стр. 191
Текст № 19. Из Летописи по Лаврентьевскому списку (1377 г.) – стр. 196
Текст № 20. Слово о полку Игореве – стр. 205
Текст № 21. Слово Даниила Заточника – стр. 209
Древнерусские тексты для работы по заданию преподавателя – стр. 216
Изборник 1076 г. – стр. —стр. 216
Успенский сборник (XII—XIII вв.) – стр. 217
Новгородские грамоты на бересте – стр. 218
Договорная грамота Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом (1229 г.) – стр. 219
Духовное Завещание новгородца Климента (до 1270 г.) – стр. 220
Поучение Владимира Мономаха – стр. 221
Из писем XVII в. – стр. 222
Приложение
Таблица главнейших звуковых соответствий в славянских языках – стр. 224
Таблица склонений имен существительных в древнерусском языке – стр. 226
Таблица спряжения древнерусского глагола – стр. 228
Словарь – стр. 230
Литература – стр. 236

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Роль практических занятий по циклу «Русский язык» в учебных планах факультетов русского языка и литературы педагогических институтов из года в год возрастает.
В дореволюционных русских университетах на филологических факультетах велись семинарские занятия, которые после Великой Октябрьской социалистической революции в учебных планах университетов и педагогических институтов превратились в новую форму вузовской работы — в практические занятия. Эта форма занятий преподавателя со студентами целиком себя оправдала. Больше того, опыт советской высшей педагогической школы эту форму занятий все больше и больше активизирует, придавая ей особо важное значение. По русскому языку в учебном плане факультетов русского
языка и литературы практические занятия заняли больше половины времени по отношению к лекционным часам. Это является официальным признанием сугубой важности практических занятий для успешной подготовки образованного учителя русского языка и литературы.
В течение ряда лет кафедра русского языка Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина по курсу исторической грамматики русского языка параллельно лекционным занятиям проводила систематические практические занятия. Эти занятия проводились как в аудитории, так и вне ее. Содержание и форма занятий рождались в процессе самой работы. Так, в результате многочисленных наблюдений и экспериментов мы пришли к выводу, что больший педагогический эффект по курсу исторической грамматики русского языка практические занятия дают тогда, когда осуществляется известный педагогический принцип от более легкого к более трудному. В соответствии с этим в течение ряда лет и велись практические занятия: сначала проводились наблюдения над отдельным явлением языка (звук, слово, словосочетание, предложение); затем такие же наблюдения переносились на отдельные явления или группы явлений в относительно небольших отрывках древнейших памятников русского языка; наконец, студентам давались задания по наблюдению или над отдельным языковым явлением, или группой явлений языка в небольших законченных памятниках письменности или же в относительно больших отрывках текста древнерусских памятников.
Опыт убедил нас, что такая система занятий дает наиболее ощутимые педагогические результаты. Кроме того, в этих занятиях мы всегда стремились различать две стороны: одну — обусловленную задачами и методами самой истории русского языка как лингвистической дисциплины, и другую — необходимость всемерного использования данных истории русского языка для профессиональной подготовки учителя русского языка. Это второе наше требование к курсу исторической грамматики русского языка сказывалось всегда в том непременном требовании, чтобы студент, выполняя то или иное задание, рассматривал его прежде всего в связи с системой языка для того или иного исторического периода, а кроме того, всегда сравнивал бы, соотносил и сопоставлял с явлениями (фонетическими, морфологическими и синтаксическими) современного русского литературного языка и говоров. Такая система организации практических занятий способствовала возбуждению интереса студентов к самым специфическим явлениям древней и древнейшей эпохи истории русского языка и соответственно истории славянских языков, оживляла работу со студентами, делала занятия по исторической грамматике целенаправленными в том и другом отношении.
Результаты этой работы в разное время публиковались нами в виде пособий для студентов-заочников педагогических институтов.
Настоящее учебное пособие представляет собой собрание различного рода заданий и материалов, охватывающих всю программу по исторической грамматике русского языка (фонетику, морфологию и синтаксис). Оно состоит из двух частей. В первой части, как сказано было выше, студентам предлагается провести наблюдения над отдельным языковым явлением — звуком или звуками, словом или словами, предложением или предложениями, данными в изолированном виде или небольшом контексте.
Во второй части те же наблюдения, сравнения и сопоставления проводятся над отдельным явлением или группами явлений в небольших отрывках из важнейших оригинальных памятников древнейшей русской письменности.
Занятия по выполнению заданий второй части рекомендуется проводить после того, как будет закончена работа над заданиями первой части.
Работу над заданиями и материалами первой и второй частей пособия рекомендуется проводить как в аудитории, так и вне ее. В последнем случае лучше пользоваться заданиями из второй части. В этом случае в аудитории проверяются ответы студентов на предложенные вопросы. Задания по материалу первой части также могут быть предметом домашних самостоятельных решений, но на первых порах рекомендуется чаще проводить эти занятия в аудитории под наблюдением и, если понадобится, с помощью преподавателя.
Как показывает опыт, следует стремиться к максимальной индивидуализации заданий студентам и к предоставлению им максимальной самостоятельности. С этой целью в пособии дается количественно большой материал в расчете на то, что каждый студент может получить то или иное задание, несходное с заданием другого студента. В особенности, с этой точки зрения, пригодны материалы второй части, где задания могут быть даны каждому студенту группы без повторения. Только после того как студент научится относительно быстро и легко наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать отдельные языковые явления или научится комментировать со стороны языка отдельные небольшие отрывки памятников древней письменности,—он сможет с успехом перейти к анализу языка или небольших законченных памятников письменности, или относительно больших отрывков этих памятников.

1955 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Настоящее, третье, издание сборника упражнений по исторической грамматике русского языка проф. И. А. Василенко выходит в переработанном и дополненном виде.
Изменения и дополнения сделаны учениками и коллегами по кафедре покойного Ивана Афанасьевича Василенко.
Необходимость переработки пособия вызвана тем, что в основе своей оно создано более 25 лет назад (первое издание вышло в свет в 1956 г., второе в 1965 г.), и естественно, что за это время наука об истории русского языка пополнилась новыми исследованиями, вышли новые учебники, изменилась программа, возрос общий уровень преподавания этой дисциплины в вузе.
При переиздании остались неизменными композиция книги, основные методические принципы, а также многие упражнения. Сохранены все древнерусские тексты, отобранные автором для анализа.
Изменения и дополнения состоят в следующем.
Расположение упражнений внутри разделов изменено и приведено в соответствие с последовательностью изучения материала курса, предусмотренной ныне действующей программой по исторической грамматике русского языка.
Введены новые упражнения, особенно в разделе «Морфология».
В разделе «Фонетика» добавлены и уточнены упражнения, касающиеся вопросов исторической фонологии, которая за последние десятилетия заняла полноправное положение в программе по исторической грамматике. Это обусловлено тем, что появились достаточно глубокие исследования на данную тему, накоплен большой и интересный материал, позволяющий раскрыть сущность фонологических закономерностей древнерусского языка.
Значительная часть заданий к упражнениям переработана и углублена в соответствии с новыми, более высокими требованиями к уровню подготовки студентов.
Многие упражнения пополнены новым материалом, который извлечен из вновь опубликованных документов и памятников письменности, а также стал возможен для анализа в результате появления ряда исследований по исторической грамматике русского языка. Помимо этого, во многих заданиях и упражнениях усилена направленность на сопоставление древнерусских языковых явлений с отражением их в современном русском языке. Некоторые из вновь введенных упражнений целиком ориентированы на то, чтобы научить будущих учителей-словесников комментировать, объяснять факты русского языка, опираясь на данные исторической грамматики, что крайне важно при работе в школе.
Во второй части пособия переработаны вопросы к текстам по фонетике и морфологии, увеличено их количество, особенно по морфологии. Вопросы более последовательно направлены на то, чтобы студенты прослеживали историю языкового явления с древнейших времен до наших дней и могли дать полный исторический комментарий фактам современного русского языка.
В разные разделы сборника введены современные тексты, которые дают возможность проводить ретроспективное историческое комментирование явлений фонетики и морфологии. Для этого подобраны фрагменты из произведений русской классической литературы XVIII—XIX вв., а также отрывки из произведений русских советских писателей. В этих текстах выделены те факты, те явления, те особенности, которые дают возможность привлечь положения исторической грамматики для научного объяснения.
В конце второй части дополнительно даются отрывки из памятников письменности XI—XVII вв. для работы по заданиям преподавателя. Эти тексты можно использовать при проведении зачетных контрольных работ, а также на итоговых занятиях по всему курсу.
Переработан раздел «Графика и орфография».
Дополнения сделаны в словаре к текстам, помещенном в качестве справочника в конце пособия.
Вновь пересмотрена литература, введены ряд пособий и работ, вышедших в последние годы, уточнены сведения о переиздании учебников по исторической грамматике.
Мы надеемся, что книга в новом издании послужит полезным пособием для изучающих историю русского языка и будет, хотя бы в небольшой мере, выражением чувства глубокого уважения, с которым относились все ученики и коллеги к Ивану Афанасьевичу Василенко.

Проф. А. Н. Стеценко,
доц. Е. Н. Иваницкая,
доц. 3. И. Литвина,
доц. Л. Н. Шатерникова
© Издательство “Просвещение”, 1984

Запись опубликована в рубрике Древнеславянский с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий