Лукин П. Е. Письмена и Православие. М., 2001

Лукин П. Е. Письмена и ПравославиеКнига посвящена одному из самых необычных и трудных для изуче­ния памятников средневековой южнославянской книжности, за которым еще со времени И. В. Ягича утвердилось значение одного из главных источников сведений о книжной и книжно-языковой культуре православных славян в эпоху Средневековья.
Основной предмет исследования, имеющего ярко выраженный междисциплинарный характер, — представления Константина Костенецкого о происхождении,  природе  и  достоинстве  церковнославянского  языка  и письменности. Подробно обсуждаются вопросы об отношении этих представлений к византийско-православной культурной традиции в целом и к доктрине и практике византийских и славянских исихастов XIV в., в частности. Приводится целостный очерк жизни и творчества Константина Костенецкого в контексте византийско-славянской истории и культуры в период утверждения османского владычества на Балканах.
Книга рассчитана на специалистов в области истории, истории культуры и истории литературно-книжного языка в ареале Slavia Orthodoxa в эпоху Средневековья.

Скачать pdf: YaDisk
 14,3 Mb - 600 dpi - 376 c., ч/б текст,  текстовый слой, оглавление

Оглавление

Аннотация      6
Введение      9
Глава I. Константин Костенецкий — «Философ» и «Учитель сербский»     27
1.1. Творческое наследие     27
1.2. Жизненный путь     47
Глава II. Письмена и премудрость     96
2.1. Константин Костенецкий и «возобновленное апостольство»     98
2.2. «Сказание о письменах»: уровень прямого повествования    114
2.3. «Сказание о письменах» и византийско-православная традиция    132
Глава III. Письмена и исихазм    167
3.1. Константин Костенецкий и исихазм    178
3.2. «Сказание о письменах» и исихазм (вариант Д. С. Лихачева)    187
3.3. «Сказание о письменах» и исихазм (вариант Р. Пиккио и X. Гольдблатта)    213
Глава IV. Письмена и Православие    249
4.1. Константин Костенецкий о «художестве письмен»    249
4.2. Константин Костенецкий о византийской письменности    256
4.3. Характер и источники орфографической требовательности Константина Костенецкого    265
Заключение    276
Приложения    283
Приложение 1. Образ Христа-Премудрости в памятниках гимнографии и изобразительного искусства    285
Приложение 2. IX притча Соломона (Прит. IX, 1—11) в памятниках гимнографии и изобразительного искусства    293
Приложение 3. Образы святителей — «источников премудрости» в памятниках гимнографии и изобразительного искусства    305
Приложение 4. Священная книга как символ Православия в памятниках изобразительного искусства    309
Иллюстрации    315
Указатели    323
Библиографический указатель    325
Сокращения    362
Именной указатель    365

Запись опубликована в рубрике Древнеславянский с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий