Хабургаев Г.А. Старославянский язык. Учеб. пособие для студентов пед. ин-та по специальности № 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1974

Новое учебное пособие по старославянскому языку написано в соответствии с ныне действующей программой по данному курсу, знакомит студентов с фонетикой, морфологией и словообразованием, синтаксисом старославянского языка по данным памятников и сравнительное грамматики.

Скачать djvu: YaDisk  SkyDrive
8,2 Mb – 300 dpi – 432 с., ч/б текст и иллюстрации, текстовый слой, оглавление

СОДЕРЖАНИЕ

От автора– стр. 3

Введение

Понятие о старославянском языке (§ 1—2) – стр. 5
Значение изучения старославянского языка (§ 3—8) – стр. 8
Славяне и славянские языки – стр. 13
Группировка славянских языков (§ 9—11) – стр. 13
Древнейшие сведений о славянах (§ 12—13) – стр. 16
Происхождение старославянского языка – стр. 20
Деятельность славянских первоучителей (§ 14—19) – стр. 20
Народно-разговорная основа старославянского языка (§ 20) – стр. 26
Славянские азбуки и их происхождение (§ 21—24) – стр. 27
Дополнительная литература к § 9—24– стр. 39

Важнейшие старославянские памятники письменности (§ 25) – стр. 39
Глаголические памятники (§ 26) – стр. 40
Кириллические памятники (§ 27—28) – стр. 45
Дополнительная литература к §25—28– стр. 53

Кириллическая азбука – стр. 53
Буквы и их звуковое значение (§ 29—31) – стр. 53
Числовое значение кириллических букв. Надстрочные знаки. (§ 32—35) – стр. 56
Из истории разработки старославянского языка (§ 36—45) – стр. 59
Дополнительная литература к § 36—45– стр. 86

Фонетика

Звуковая система старославянского языка – стр. 87
Общие замечания (§ 46) – стр. 87
Система гласных звуков (§ 47—48) – стр. 88
Позиционные изменения гласных (§ 49) – стр. 89
Редуцированные [иˇ] и [ыˇ] (§ 50—51) – стр. 90
Сильное и слабое положение редуцированных (§ 52—54) – стр. 91
Падение редуцированных (§ 55—56) – стр. 93
Гласные в начале слова (§ 57—59) – стр. 96
Система согласных звуков (§ 60—64) – стр. 98
Позиционные изменения согласных (§ 65—66) – стр. 101
Позднейшие изменения согласных (§ 67—69) – стр. 103
Строение слога (§ 70—72) – стр. 105
Дополнительная литература к § 46—72– стр. 108

Звуки старославянского и других славянских языков в сравнительно-историческом освещении – стр. 109
Общие замечания (§ 73) – стр. 109
Происхождение гласных звуков – стр. 110
Система гласных звуков праславянского языка (§ 74) – стр. 110
Интонация (ударение) – стр. (§75) – стр. 111
Судьба долгих и кратких гласных (§ 76—84) – стр. 112
Древнейшие чередования гласных (§85) – стр. 117
а) Количественные чередования (§ 86—89) – стр. 118
б) Качественные чередования (§ 90—92) – стр. 119
в) Цепи чередований (§ 94—97) – стр. 120
Монофтонгизация дифтонгов (§ 94—97) – стр. 121
Чередования, обусловленные монофтонгизацией дифтонгов (§ 98—99) – стр. 125
Образование носовых гласных (§ 100—101) – стр. 127
Судьба сочетаний гласных с плавными – стр. 128
Развитие неполногласных сочетаний (§ 102—104) – стр. 128
Начальные сочетания перед согласными (§ 105—106) – стр. 133
Сочетания плавных с редуцированными (§ 107—109) – стр. 134
Дополнительная литература к § 73—109– стр. 138

Происхождение согласных звуков – стр. 138
Происхождение твердых согласных (§ 110—114) – стр. 138
Происхождение мягких согласных (§ 115—1J6) – стр. 142
Переходные смягчения задненебных – стр. 143
I переходное смягчение (§ 117—118) – стр. 143
II переходное смягчение (§ 119—121) – стр. 145
III переходное смягчение (§ 122—124) – стр. 147
Смягчение сочетаний задненебных и зубных согласных (§ 125—126) – стр. 150
Судьба сочетаний согласных c*j (§ 127) – стр. 152
а) Переднеязычные сонорные (§ 128) – стр. 152
б) Зубные и задненебные (§ 129—130) – стр.
в) Губные (§ 131) – стр. 154
Диссимиляция и упрощение групп согласных (§ 132—138) – стр. 155
Дополнительная литература к § 110—138– стр. 159

Морфология

   Части речи (§139) – стр. 160
Имя существительное – стр. 161
Основные грамматические категории имени существительного в старославянском языке (§ 140—143) – стр. 161
Склонение существительных – стр. 164
Типы склонения (§ 144) – стр. 164
Основы на *ā, *jā (§ 145—148) – стр. 166
Основы на *ŏ, *jŏ (§ 149—152) – стр. 169
Основы на *ĭ (§ 153—155) – стр. 173
Основы на *ŭ (§ 156—159) – стр. 176
Основы на согласные (§ 160—163) – стр. 179
Основы на *ū (§ 164—165) – стр. 184
Категория лица — начальный этап развития категории одушевленности (§ 166—168) – стр. 185
Происхождение падежных окончаний (§ 169—171) – стр. 188
Дополнительная литература к § 140—171– стр. 192
Образование имен существительных (§172) – стр. 192
Бессуффиксальные тематические образования (§ 173—176) – стр. 193
Суффиксальные тематические образования (§ 177—195) – стр. 195
Сложные имена (§ 196) – стр. 206
Дополнительная литература к § 172—196– стр. 208

Местоимения – стр. 208
Личные местоимения (§ 197—202) – стр. 208
Неличные местоимения 212
Грамматическая противопоставленность личных и неличных местоимений (§ 203—206) – стр. 212
Местоименное склонение (§ 207—211) – стр. 214
Происхождение окончаний местоименного склонения (§ 212—213) – стр. 220
Способы обозначения 3-го лица или предмета (§214) – стр. 224
Дополнительная литература к § 197—214– стр. 226
Имя прилагательное – стр. 226
Склонение прилагательных (§ 215) – стр. 226
Склонение именных форм (§ 216—217) – стр. 227
Образование членных форм (§ 218—220) – стр. 228
Формы сравнительной степени (§ 221—227) – стр. 231
Дополнительная литература к § 215—227– стр. 238

Образование прилагательных – стр. 239
Тематические гласные (§ 228—229) – стр. 239
Словообразование н разряды прилагательных (§ 230—231) – стр. 240
Суффиксальные образования (§ 232—238) – стр. 241
Суффиксы притяжательных прилагательных (§ 239—242) – стр. 244
Дополнительная литература к § 228—242– стр. 246

Слова, обозначающие числа (§ 243—247) – стр. 246
Дополнительная литература к § 243—247– стр. 251

Глагол – стр. 251
Основные грамматические категории глагола в старославянском языке (§ 248—253) – стр. 251
Формообразующие глагольные основы – стр. 254
Две основы глагола (§254—257) – стр. 254
Типы глагольных основ (§ 258—260) – стр. 256
Спрягаемые формы глагола – стр. 258
Настоящее время (§ 261—268) – стр. 258
Тематические глаголы (§ 261—262) – стр. 258
Нетематические глаголы (§ 263—264) – стр. 260
Происхождение окончаний настоящего времени (§265—268) – стр. 261
Система будущих времен (§ 269—270) – стр. 264
Будущее сложное I (§ 271—272) – стр. 265
Будущее сложное II (преждебудущее) (§ 273) – стр. 266
Система прошедших времен (§ 274) – стр. 268
Аорист (§ 275—279) – стр. 268
Имперфект (§ 280—284) – стр. 276
Простые прошедшие времена глагола БЫТИ (§ 285) – стр. 282
Перфект (§ 286—287) – стр. 283
Плюсквамперфект (§ 288) – стр. 85
Ирреальные наклонения – стр. 286
Повелительное наклонение (§ 289 — 292) – стр. 286
Сослагательное наклонение (§ 29,3 — 294) – стр. 289
Дополнительная литература к § 248 — 294– стр. 291

Именные формы глагола (§ 295) – стр. 291
Причастия (§ 296) – стр. 292
Действительные причастия (§ 297—308) – стр. 293
Страдательные причастия (§ 309 — 311) – стр. 302
Инфинитив (§ 312—313) – стр. 306
Супин (§ 314) – стр. 307
Дополнительная литература к § 2SS—314– стр. 308

Образование глагольных основ —
Классы старославянского глагола § 315—316) – стр. 308
I класс (§ 317—320) – стр. 309
II класс (§ 321—323) – стр. 312
III класс (§ 324—325) – стр. 313
IV класс (§ 326—328) – стр. 315
V класс (§ 329—332) – стр. 317
VI класс {§ 333—337) – стр. 320
VII класс (§ 338—340) – стр. 324
VIII класс (§ 341) – стр. 327
Глагольные приставки (§ 342 — 345) – стр. 327
Дополнительная литература к § 315 — 345– стр. 332
Наречия —
Местоименные наречия (§ 347) – стр. 333
Обозначение места (§ 348—349) – стр. 334
Обозначение времени (§ 350 — 351) – стр. 336
Обозначение меры и образа действия (§ 352 — 354) – стр. 338
Отыменные наречия (§ 355) – стр. 339
Аффиксальные образования (§ 356 — 362) – стр. 340
Косвенные падежи существительных (§ 363 — 364) – стр. 344
Дополнительная литература к § 346 — 364– стр. 346
Служебные слова —
Предлоги (§ 365) – стр. 346
Первичные предлоги (§ 366—369) – стр. 346
Новые предлоги (§ 370) – стр. 354
Союзы и частицы (§ 371—376) – стр. 356
Дополнительная литература к § 365 — 375– стр. 365

Синтаксис

   Порядок слов в предложении (§ 377) – стр. 366
Связи слов в предложении – стр. 367
Особенности согласования (§ 378 — 380) – стр.367
Именительный предикативный (§ 381—382) – стр. 370
Согласование «по смыслу» (§ 383—384) – стр. 371
Особенности управления – стр. 373
Беспредложное и предложное управление (§ 385) – стр. 373
Винительный падеж (§ 386—388) – стр. 373
Дательный падеж (§ 389—392) – стр. 375
Творительный падеж (§ 393—398) – стр. 378
Местный падеж (§ 399—401) – стр. 381
Родительный падеж (§ 402—407) – стр. 384
Конструкции с «двойными падежами» (§ 408—410) – стр. 390
Дополнительная литература к § 377—410– стр. 392

Главные члены предложения —
Выражение подлежащего (§ 411—412) – стр. 392
Личные местоимения в функции подлежащего (§ 413—414) – стр. 395
Выражение сказуемого (§415) – стр. 396
Употребление связки (§416) – стр. 397
Дополнительная литература к § 411—416– стр. 398

Старославянское предложение – стр. 399
Проблема границ предложения в тексте (§ 417—418) – стр. 399
Простое предложение – стр. 401
Отрицательные предложения (§ 419—421) – стр. 401
Виды предложений по цели высказывания (§ 422—425) – стр. 403
Односоставные предложения (§ 426—429) – стр. 407
Дополнительная литература к § 417—429– стр. 411

Функции причастий в предложении (§ 430) – стр. 412
«Дательный самостоятельный» (§ 431) – стр. 413
Соединение предложений – стр. 415
Сочинительные связи (§ 432—434) – стр.415
Пояснение (§ 435—440) – стр. 417
Передача чужой речи (§ 441—443) – стр. 425


ОТ АВТОРА

В учебных планах филологических факультетов курс старославянского языка занимает место лингвистического введения в изучение славянских языков, в частности — русского языка и его истории. Эта особенность курса учтена при создании предлагаемого пособия, в котором факты старославянского и праславянского языков рассматриваются в сопоставлении с соответствующими фактами русского и (в меньшей степени) других славянских языков (помимо сопоставлений, необходимых для реконструкции праславянских форм, которые последовательно восстанавливаются для всех уровней языка). Автор полагает, что такое изложение курса должно способствовать более активному усвоению материала старославянского языка студентами-филологами, должно вызывать интерес к нему со стороны будущих русистов, которые найдут здесь объяснение многим особенностям современного русского языка. Эту же цель преследуют и переводы, которыми снабжены все старославянские примеры, что должно помочь читателю почувствовать «внутреннюю форму» того или иного старославянского образования, вникнуть в особенности связи слов в старославянском словосочетании или предложении.
В книге нашли освещение все разделы «Программы» вузовского курса старославянского языка. Вместе с тем от большинства аналогичных пособий, изданных в нашей стране, настоящее руководство отличается более полным охватом материала: здесь рассмотрены все уровни языка, внутри морфологии — все части речи (включая служебные), а внутри разделов, посвященных различным частям речи, достаточно большое внимание уделяется вопросам словообразования. К сожалению, лимитирование объема не позволило автору коснуться всех рассматриваемых вопросов с той степенью полноты, какая казалась необходимой в учебном пособии, предназначенном для студентов-первокурсников.
Большое место занимает в пособии синтаксический раздел, где автор предпринимает попытку описания собственно старославянских синтаксических явлений, не подгоняя их под схемы, сложившиеся в результате изучения синтаксических черт современных славянских языков. Своеобразием пособия является и очерк научной разработки старославянского языка в России и за рубежом, доведенный до последних лет. Этот материал не предусматривается «Программой», но он дает возможность читателю глубже понять многие проблемы старославянского языка, познакомиться с историей их разработки, с деятельностью крупнейших славистов прошлого и настоящего, что имеет не только научное, но и воспитательное значение.
В пособии нет специального раздела, посвященного старо- славянской лексике; но этот пробел в значительной степени восполняется материалом по словообразованию, включенным в изложение всех частей речи, что также составляет отличие данного пособия от других аналогичных изданий.
Наконец, следует обратить внимание на библиографические списки, предлагаемые в конце каждого раздела: предназначенные для студентов-первокурсников, они включают только работы, доступные студентам всех наших вузов, т. е. преимущественно изданные в последние годы в Москве и Ленинграде; издания, к настоящему времени ставшие уникальными, зарубежные, а также ведомственные и местные (типа «Трудов» или «Ученых записок»), отсутствующие в большинстве периферийных библиотек, в список не включались. Более подробную библиографию, а также названия изданий, содержащих библиографические списки по старославянскому языку, читатель найдет в упомянутом выше очерке изучения старославянского языка, а также в подстрочных примечаниях.
Автор пользуется случаем, чтобы выразить свою благодарность ныне покойному доктору филологических наук профессору И. А. Василенко и старшему научному сотруднику Института славяноведения АН СССР доктору филологических наук Н. И. Толстому за те замечания, которые ими были сделаны после ознакомления с рукописью этой книги и которые заставили еще раз задуматься над многими разделами учебного пособия, внести исправления и дополнения. Автор также хотел бы выразить свою признательность научному сотруднику отдела рукописей Государ-твенной публичной библиотеки им. В. И. Ленина Н. Б. Тихомирову многочисленные беседы с которым во многом определили характер и особенности этой книги.
Автор надеется, что пособие поможет студентам-филологам в изучении курса старославянского языка, и будет рад получить от своих коллег и читателей замечания и предложения, способствующие улучшению книги.
Декабрь 1969 г.

Запись опубликована в рубрике Древнеславянский с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий