Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.). М., 2001

А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева История церковнославянского языка в России. Конец XIX-XX вИстория церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) представляет собой верный опыт создания истории церковнославянского языка нового времени. История изменений в церковнославянском языке рассмотрена как результат языковой политики. И соотнесена с событиями церковной и гражданской истории. Определено место церковнославянской книжности в языковой ситуации нового времени, показана преемственность современных дискуссий о языке богослужения по отношению к языковой полемике предшествующих эпох. Введено в научный оборот значительное количество прежде не известных источников, часть из которых помещена в приложении. Книга адресована как специалистам, занимающимся историей церковнославянского и русского литературного языка, церковной историей и литургикой, так и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами языка богослужения.

Купить на Литрес
Также см. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах

Оглавление

От авторов – стр. 11
Введение  – стр. 13
0.1. Проблемы и аспекты исследования – стр. 17
0.2. Периодизация новейшей истории церковнославянского языка – стр. 19
0.2.1. Синодальная эпоха – стр. 21
0.2.2. Эпоха открытых гонений на Церковь (1918—1943 гг.) – стр. 23
0.2.3. Эпоха Издательского отдела Московской патриархии (1943—1987 гг.) – стр. 23
0.2.4. Постсоветский период (после 1987 г.) – стр. 24

Глава 1. Церковнославянский язык в культурно-языковой ситуации XIX — начала XX века – стр. 25
1.1. Степень распространения церковнославянского языка
в XIX — нач. XX в – стр. 25
1.2. Церковнославянский язык и формальное образование – стр. 30
1.3. Перепись 1897 г. и вопрос о церковнославянской грамотност – стр. 38

Глава 2. Дискуссии о богослужебном языке в конце XIX — начале XX в – стр. 42
2.1. Позиция архаизаторов – стр. 43
2.1.1. Программа исправления богослужебных книг М. В. Никольского – стр. 43
2.1.2. Лингвистическая программа Н. И. Ильминского – стр. 45
2.1.3. Педагогическая программа С. А. Рачинского – стр. 50
2.2. Споры о возможности богослужения на русском – стр. 52
2.3. Русский епископат и проблема языка богослужения – стр. 61

Глава 3. Комиссия по исправлению богослужебных книг (1907—1917 гг.) – стр. 74
3.1. Предыстория вопроса. Комиссии по исправлению богослужебных книг, работавшие во второй половине XIX в – стр. 74
3.2. Записка прот. Д. Т. Мегорского и идея создания Комиссии по исправлению богослужебных книг – стр. 77
3.3. Начало работы Сергиевской комиссии и ее состав – стр. 79
3.4. Принципы работы Комиссии по исправлению богослужебных книг. Работа над исправлением Постной Триоди – стр. 82
3.5. Исправление Цветной Триоди – стр. 95
3.6. Лингвистический аспект исправления Постной и Цветной Триоди – стр. 98
3.6.1. Лексика – стр. 99
3.6.1.1. Исправление слов, имеющих в церковнославянском и русском разные значения – стр. 99
3.6.1.2. Исправление церковнославянских слов, отсутствующих в русском литературном языке – стр. 102
3.6.1.3. Исправления, ориентированные на русское нормативное словоупотребление – стр. 103
3.6.1.4. Исправление ошибок перевода – стр. 104
3.6.1.5. Исправление однословных соответствий
на словосочетания – стр. 104
3.6.1.6. Лексические исправления, не объясняемые общими
принципами работы Комиссии – стр. 105
3.6.2. Исправление форм глагольного управления – стр. 105
3.6.3. Порядок слов – стр. 106
3.6.4. Устранение местоимения иже в функции артикля – стр. 107
3.6.5. Изменение части речи одного из слов в словосочетании – стр. 108
3.6.6. Знаки препинания – стр. 109
3.6.7. Исправления в синтаксических конструкциях
со значением цели – стр. 110
3.7. Исправление Октоиха – стр. 110
3.8. Исправление Минеи – стр. 115
3.9. Изменение молений о властях – стр. 121
3.10. Отзывы на деятельность Комиссии – стр. 122

Глава 4. Осмысление переводческой практики. Полемика П. П. Мироносицкого и Н. Ч. Заиончковского – стр. 125
4.1. История Молитвослова, подготовленного Н. Ч. Заиончковским – стр. 125
4.2. Полемика Н. Ч. Заиончковского и П. П. Мироносицкого о принципах перевода богослужебных текстов на русский язык – стр. 129
4.3. Лингвистическая программа П. П. Мироносицкого – стр. 133
4.4. Переводческая техника П. П. Мироносицкого – стр. 137

 Глава 5. Молитвы почитаемых русских подвижников – стр. 140
5.1. Издания молитв русских подвижников – стр. 141
5.2. Языковые особенности молитв русских подвижников – стр. 142
5.3. Иеросхимонах Парфений, старец Киево-Печерской Лавры – стр. 143
5.4. Св. праведный Иоанн Кронштадтский – стр. 143
5.5. Молитвы Оптинских старцев – стр. 147
5.6. Митрополит Трифон (Туркестанов) – стр. 148
5.7. Иеросхимонах Сампсон (Сиверс) – стр. 150
5.8. Митрополит Куйбышевский Мануил (Лемешевский) – стр. 152

Глава 6. Высшая церковная власть и церковнославянская книжность: Поместный Собор 1917—1918 гг. и послесоборный период – стр. 155
6.1. Поместный Собор 1917—1918 гг. Предыстория – стр. 155
6.2. Организация работы Собора – стр. 157
6.2.1. Язык богослужения – стр. 157
6.2.2. Нормализация Типикона – стр. 159
6.2.3. Исправление отдельных текстов – стр. 161
6.2.4. Памяти русских святых и составление новых чинов – стр. 163
6.3. Степень распространения информации о решениях Собора – стр. 164
6.4. Вопросы языка богослужения после Собора (1918—1922 гг.) – стр. 166
6.4.1. Утверждение новых богослужебных последований – стр. 166
6.4.2. Рассмотрение дел, переданных Высшему церковному управлению Поместным Собором – стр. 169
6.5. Общественные дискуссии по литургическим вопросам – стр. 173
6.6. Борьба высшей церковной власти против самочинных нововведений – стр. 175

Глава 7. Обновленческая смута и вопрос о языке богослужения – стр. 180
7.1. Общие проблемы истории обновленчества – стр. 181
7.2. Происхождение движения. Обновленчество и Собор 1917—1918 гг. – стр. 182
7.3. Раскол глазами верующих: семиотизация общественного сознания – стр. 190
7.4. Вопрос о языке в обновленческой периодике 1922—1923 гг – стр. 193
7.5. Союз церковного возрождения и опыты перевода богослужения
на русский язык – стр. 195
7.6. Вопросы языка богослужения на Первом Всероссийском съезде «Живой церкви» (6—17 августа 1922 г.) – стр. 198
7.7. Московский съезд епархиальных уполномоченных
и вопрос о литургических реформах (декабрь 1922 г.) – стр. 199
7.8. Вопрос о языке богослужения на обновленческом соборе 1923 года: ожидания и реальность (29 апреля — 9 мая) – стр. 199
7.9. Великое предсоборное совещание: первые упоминания
о создании переводческой комиссии (10—18 июня 1924 г.) – стр. 203
7.10. Съезд расширенного пленума Священного Синода Российской православной церкви и активных работников по проведению церковного обновления (27—31 января 1925 г.) – стр. 204
7.11. Споры о языке богослужения
на обновленческом соборе 1925 года (1—10 октября) – стр. 204
7.12. Переводческая деятельность обновленческого синода – стр. 206
7.13. Переводческая деятельность обновленцев глазами властей – стр. 214
7.14. Переводы прот. Василия Адаменко (иеромонаха Феофана) – стр. 215
7.15. Нормативные документы Патриаршей церкви, касающиеся литургической практики – стр. 219

Глава 8. Эпоха Издательского отдела Московской патриархии (1943—1988) – стр. 224
8.1. Изменение государственной политики: от разъединения
к объединению – стр. 224
8.2. Церковнославянский язык и культурно-языковая ситуация в СССР после Отечественной войны – стр. 226
8.3. Утверждение новых богослужебных текстов на заседаниях Синода – стр. 228
8.4. Возобновление издательской деятельности – стр. 230
8.5. Издание основного круга богослужебных книг – стр. 233
8.5.1. Служебник – стр. 236
8.5.2. Требник – стр. 237
8.5.3. Триодь – стр. 237
8.5.4. Минеи – стр. 238
8.5.5. Октоих – стр. 238
8.5.6. Часословы – стр. 239
8.5.7. Псалтирь – стр. 239
8.5.8. Молитвословы – стр. 240
8.5.9. Комментированные издания богослужебных текстов – стр. 240
8.6. Общественные дискуссии – стр. 241
8.7. Работа еп. Афанасия (Сахарова) над языком и текстом богослужебных книг – стр. 244
8.7.1. Исправления, касающиеся языка богослужебных книг – стр. 246
8.7.2. Исправления, касающиеся текста богослужебных книг – стр. 251
8.8. Календарно-богослужебная комиссия – стр. 254
8.8.1. Вопрос об исправлении богослужебных книг на заседаниях Комиссии – стр. 256
8.9. Возобновление работ Календарно-богослужебной комиссии – стр. 260
8.10. Опыт пересмотра славянского Служебника по современному греческому тексту – стр. 261
8.11. Подготовка новых служебных миней – стр. 263
8.11.1. Проблема включения новых служб в Минеи (сер. XIX — нач. XX в.) – стр. 264
8.11.2. Решения Собора 1917—1918 о внесении в месяцеслов памятей русских святых – стр.
8.11.3. Епископ Афанасий (Сахаров) и систематизация служб русским святым – стр. 268
8.11.4. Служебные Минеи – стр. 269
8.11.5. Источники Зеленых миней – стр.
8.11.6. Разнообразие текстов, входящих в состав Зеленых миней – стр. 272

Приложения – стр. 275
1. Прошение Н. Ч. Заиончковского от 21 сентября 1912 года – стр. 275
2. Дискуссия между Н. Нахимовым (Н. Ч. Заиончковским) и П. П. Мироносицким – стр. 283
3. Докладная записка справщика Санкт-Петербургской Синодальной типографии Н. Ф. Чуриловского архиеп. Сергию (Страгородскому)
4. и основанное на этой записке решение Синода – стр. 293
5. Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «О церковно-богослужебном языке» – стр. 296
6. Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения» – стр. 298
7. Заметка «О церковном богослужении» из изданного Обществом православных приходов Петрограда и его губернии Православного церковного календаря на 1921 год – стр. 304
8. Материалы раздела «О богослужении и богослужебном уставе Св. Православной Церкви», помещенного в Православном церковном календаре на 1922 год, изданном Обществом православных приходов Петрограда и его губернии – стр. 307
9. Обращения патриарха Тихона и митрополита Петроградского Вениамина об устранении недостатков в богослужебной практике – стр. 312
10. Указы Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), направленные на упорядочение богослужебной практики в Московской епархии – стр. 317
11. Циркуляр благочинным московских приходов, изданный с благословения митр. Сергия (Страгородского) – стр. 321
12. Из материалов обновленческого Собора 1925 года – стр. 326
13. Акты митр. Сергия (Страгородского), относящиеся к общине свящ. Василия Адаменко – стр. 329
14. Доклад еп. Афанасия (Сахарова) на первом заседании Календарно-богослужебной комиссии – стр. 334
15. Письмо еп. Афанасия (Сахарова) еп. Исаии (Ковалеву) – стр. 336
16. Письмо еп. Николая (Муравьева-Уральского) епископу Афанасию (Сахарову), посвященное исправлению службы Митрополиту Димитрию Ростовскому – стр. 342
17. Письма Д. П. Огицкого свящ. Сергию Желудкову по поводу его книги «Литургические заметки» – стр. 348
18. Протоколы заседаний возобновленной Календарно-богослужебной комиссии – стр. 358
19. Из Проектов резолютивных документов, подготовленных Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора – стр. 366

Литература – стр. 377
Сокращения – стр. 397

Запись опубликована в рубрике Церковнославянский с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.