Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М. 1980 // Избранные труды. Т. 5

Настоящий том продолжает серию Избранных трудов акад. В. В. Ви­ноградова и непосредственно связан с книгой «Поэтика русской лите­ратуры» («Наука», 1976). В том вошли работы 20—30-х годов. На мате­риале творчества протопопа Аввакума, Пушкина, русских прозаиков XX в. Виноградов ставит теоретические проблемы, представляющие значительный интерес для современной филологической науки.

Скачать pdf: YaDisk  
27,2 Mb - 300 dpi - 362 с., ч/б текст, текстовой слой, оглавление
Скачать djvu: YaDisk  
4,4 Mb - 300 dpi - 362 c., ч/б текст, оглавление

От редакторов 1
О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума 3

      1. О стилистике 3
      2. О формах стиля в Житии протопопа Аввакума 7
      3. Символика Жития протопопа Аввакума 11
      4. Композиционный анализ Жития 30
    Заключение 38

Проблема сказа в стилистике 42
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 56

      Предисловие 56
      Язык литературно-художественного произведения 57
      I. История русского языка и история русской литературы в их взаимоотношениях 57
      II. Два контекста речи литературно-художественного произведения 68
      III. О композиционно-речевых категориях литературы 70
      IV. Социально-языковые системы и индивидуально-языковое творчество 82
      V. Проблема имманентного анализа языка литературного произведения 92
      VI. Несколько замечаний о проекционном методе 95

Поэтика и риторика 98

I. Из истории и теории риторики 98

II. Опыты риторического анализа 120

        1. Исполнительское и литературное мастерство оратора 120
        2. Анализ речи В. Д. Спасовича по делу Кронеберга 123

III. Проблема риторических форм в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского 146

        1. Образ ритора 146
        2. Стилистические разоблачения риторических форм 153
        3. Борьба за святую человеческую действительность 160
        4. Об идейных нормах писательского «я» 165
        5. Заключение 166

IV. «Беседа» Салтыкова-Щедрина о деле Кронеберга и Спасовича 167

        1. Проблема эзоповского языка 167
        2. Игра логическими формами 169
        3. О приемах риторической трансформации 172
        4. Адвокатура и литература 174
        5. Заключение 174

Послесловие 175

Стиль «Пиковой дамы» 176

      1. Сюжет «Пиковой дамы» и профессионально-игрецкие анекдоты 176
      2. Математический расчет и кабалистика игры как художественные темы 187
      3. Символика карт и карточного языка 191
      4. Символика игры и идеологические схемы 198
      5. Образ автора в композиции «Пиковой дамы» 203
      6. Субъектные формы повествовательного времени и их сюжетное чередование 210
      7. Диалоги в композиции «Пиковой дамы» 214
      8. Приемы изображения душевной жизни. Взаимодействие семантики и синтаксиса 220
      9. Объектные формы синтаксиса в языке «Пиковой дамы». Строение синтагм и их основные типы 226
      10. Субъектные формы синтаксиса в языке «Пиковой дамы». Предложение как композиционная единица повествования и стилистические функции форм глагольного времени 228
      11. Об «открытых, или «сдвинутых» конструкциях в синтаксисе «Пиковой дамы» 233
      12. Лексика повествовательного стиля в «Пиковой даме» 236
      13. Вариации повествовательной манеры в пушкинской прозе 238
      О теории литературных стилей 240 Из статьи «К построению теории поэтического языка» 250
      О «Пиковой даме» Из книги «Стиль Пушкина» 256

Приложения 284
Условные сокращения, принятые в приложениях 284
В. В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века. А. П. Чудаков 285
Комментарии 316
Содержание 361

Запись опубликована в рубрике Русский с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий