Гаспаров M.Л. Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986

Книга    продолжает    серию    работ    античного    сектора ИМЛИ  им. А.  М.  Горького  АН  СССР  по  истории   становления   европейской  литературной   теории.  В  средние   века наследие   античной   литературной   теории   было   переработано  в  такую   систему,   которая,  по  меняясь   в  основе  и дорабатываясь    лишь   в   частностях,    просуществовала   до XVIII  в.  Как  происходила   такая   переработка,  и   показывают  основные   разделы   книги. Книга   предназначена   литературоведам.

Скачать pdf:  YaDisk 
25,4 Mb - 300 dpi - 257 c., ч/б текст,  текстовой слой, оглавление.
Источник: Мир книг

Содержание

Введение  – стр.  4 Вступление. Литературные теории в составе средневекового типа культуры. С.С. Аверинцев   – стр.  5 Византийская риторика. Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры. С. С. Аверинцев    – стр.  19 Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики. М.Л. Гаспаров   – стр. 91 Приложение   – стр. 170 Гермоген. Введение к трактату “О видах речи”. Пер. Т.В. Васильевой  – стр.  170 Иоанн Гарландский. “Поэтика”. Избранные места. Пер. М.Л. Гаспарова – стр.   178

      Вступление – стр. 177
      Глава  1.  [О  нахождении]  – стр.  178
      Глава  2.  Об отборе  – стр.  181
      Глава  3. Об искусстве  начинать – стр.   182
      Глава  4.  О частях  письма  – стр.  183
      Глава  5. О недостатках  – стр.  186

Алкуин. “Риторика”. “Диалог мудрейшего короля Карла и Альбина, учителя, о риторике и добродетелях”. Пер. П.А. Рубцовой  – стр.  191 Дидактический характер “Риторики” Алкуипа. (Литературно-исторический контекст трактата). Н.А.Рубцова    236 “Стихи о фигурах красноречия” Пер. М.Л. Гаспарова  – стр.  249


Введение

Сто  лет  назад  значение  средневековья  в  истории  европейской  культуры  представлялось  очень  малым.  Оно  каза­лось мрачным  промежутком  застоя  мысли между пытливыми эпохами   аптнчпости   и  Возрождения.   Современная   наука покопчила  с  этой  антиисторической  картиной.  Копечно,  при этом  но  обошлось  без  крайностей,  без  одностороннего  возвеличивания  «духа  средневековья»;  но  крайности  остались крайностями,  а  общая  картина  развития  европейской  культуры  приобрела  гораздо  большую  глубину  и  убедительность. Средневековье  не  было  пассивным  передатчиком  античного наследия  Новому  времени — оно  его  заново  осмыслило  и свело в систему. То, что в аптнчпости  было родным,  органичным,  самоподразумевающпмся  и  поэтому  не  побуждало  задумываться,  то  стало  тенерь  предметом  специального  изучения  и  потребовало  логического  продумывания  и  по  возможности  связного  изложения.  Это  относится  ко  всем  областям культуры — в  том  числе  и  к  литературе. Именно  византийское  и  латинское  средневековье,  сохранившее  античное  наследие  в  новой  культурной   (а  отчасти и  национальной)   среде,  создало  на  основе  этого  наследия новую  структуру  теоретико-литературного  мышления,  которая  потом  устойчиво  развивалась  в  течение  многих  веков, подкрепляясь  обращением  к  своим  античным  истокам  и  видоизменяясь   сообразно   требованиям   сменяющихся   эпох. Средневековые  поэтика,  риторика,  критика  развивались,  во-первых,  па  основе  традиций  античной  школы,  перешедших в  систему  средневекового  образования;  во-вторых,  на  основе традиций  античной  философии  и  эстетики,  творчески  переработанных   средневековым  мировоззрением;   в-третьих,  на основе  опыта  непрекращающегося  переписывания  и комментирования  сочинений  классических  авторов.  Русскому  читателю  памятники  этой  работы  незнакомы  почти  совершенно. Предлагаемый  труд,  подготовленный  сектором  античной  литературы  Ипститута  мировой  литературы  им.  А.  М.  Горького,  стремится  восполнить  именно  этот  пробел.

Запись опубликована в рубрике Поэтика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий