Золотой святыни Свет… Воспоминания матушки Надежды — последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия / Автор-составитель Неволина Е.В. – М.: «Горлица», 2006

Золотой святыни Свет… — замечательная книга о Святой преподобномученице Великой Княгине Елизавете Феодоровне в воспоминаниях матушки Надежды — последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия.

Скачать djvu: VK  YaDisk 
12,7 Mb - 600 dpi - 703 с., ч/б текст, серые иллюстрации, текстовый слой оглавление
Скачать pdf: VK  YaDisk 
26,7 Mb - 600 dpi - 703 с., ч/б текст, серые иллюстрации, текстовый слой оглавление
Скачать  rtf/rar 3.75 Mb 8% восстановление

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление — стр. 1
Воспоминания матушки Надежды — стр. 14
Житие матушки Любови, написаное матушкой Надеждой — стр. 35
Воспоминания матушки Надежды о ее духовной сестре
Евфросинии — стр. 69
Воспоминания матушки Надежды об архимандрите Сергие — стр. 76
Дар Господень Воспоминания о матушке Надежде — стр. 106
Что мешает и помогает в деле спасения — стр. 133
Записи из тетради матушки Надежды — стр. 190
Матушка Надежда и дети — стр. 219
Мама — стр. 239
Светлана (мать Силуана) — стр. 263
«Мы можем уподобляться Господу в смирении» — стр. 298
«Сестра по скорби и утешению» — стр. 327
О посмертной участи людей — стр. 349
Почитаемые в Марфо-Мариинской Обители старцы — стр. 406
Земной поклон батюшке (Воспоминания об архимандрите Серафиме) — стр. 419
О молитве — стр. 433
Батюшка Иоанн Кронштадтский — стр. 4б9
«Мы не обязаны друг другу ничем — кроме любви»
Воспоминания о иеромонахе Владимире (Шикине) — стр. 477
О благодарности Богу и исполнении Его святой воли — стр. 520
О покаянии — стр. 539
С покаянием перед Царем — стр. 562
Государыня Императрица Александра Феодоровна — стр. 604
Святая Голгофа Царственных мучеников — стр. 631
Страстной путь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны — стр. 646
Последние дни матушки Надежды — стр. 655
Заключение — стр. 678
Перед ликом Святым Твоим — стр. 694

Господи, благослови,
Святая преподобномученица Великая Книгиня Елисавете,
Святая Марфо-Мариинская Обитель Милосердия — благословите!

Небольшая книга, приуроченная к пятой годовщине создания Марфо-Мариинской Обители, вышла в 1914 году — маленьким тиражом и — без подписи автора*. Но она предназначалась — всему русскому народу. С глубоким ду­ шевным волнением и благоговением касаюсь ее страниц, склоняюсь перед святыней памяти Великой Княгини Елисаве­ты. Книга посвящена главному делу жизни Елисаветы Феодоровны — Обители, которая и сегодня зовет служить Милосер­дию каждого из нас — каждого живущего на земле. Голос души Великой Княгини не умолкнет во все оставшиеся человечеству дни — до конца времен. Весь текст проникнут молит­ венным духом святой Настоятельницы. Откроем первую страницу книги — услышим негромкий голос Матушки Великой.

*Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. М., Синодальная типография. 1914.

«Когда Вы возьмете эту книжку в руки, дорогой читатель, хочется из глубины души Вас просить помолиться о нас, по примеру первых христиан, которые жили и трудились для Бога и ближнего и находили во всякое время укрепление во вза­ имной молитве. Апостолы писали: Молитесь друг за друга (Иак. 5,16). Итак, еще раз протягивая к Вам наши руки, просим духовной милости, по примеру бедняков, которым мы посвятили свою жизнь:… молитесь о нас!

Но чтобы знать, кто Вас об этом просит и почему, расскажем, как возникла Марфо-Мариинская Обитель Милосердия и к какой цели она стремится.

Название «Марфо-Мариинская» тесно связано с именами Марфы и Марии, небесных покровительниц сестер-тружениц юной Обители, а слово «Обитель» побуждает открыть свое сердце для принятия Милосердного Христа…

Мы выбрали этих святых сестер, как покровительниц нашей Обители, желая приобрести их дивные добродетели и отдать нашу жизнь Богу и ближнему, достигнуть веры и любви — в служении, молитвы — в смирении…»

Великая Княгиня Елисавета не оставила нам Своих дневников. Тем более бесценна для нас каждая строка, написанная Ее рукой. Мне кажется, можно читать маленькие выдержки из Ее книги — словно строки духовного дневника. Как были бы мы счастливы, если бы живая Елисавета Феодоровна предстала перед нами — и напутствовала нас Своим словом. Но Она — и сегодня рядом, участвует в нашей жизни, и эти краткие строки — искреннее слово, сказанное мне и тебе — из глубины Ее сердца.

«Что известная доля подвига есть в правильной духовной жизни, это верно, но он часто увенчивается даже и на этой земле внутренним миром и радостью. В начале тяжело лежит крест самоотвержения на наших плечах, но Господь сказал ученикам Своим: Если кто хочет идти за Мной, от­ вергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной (Мф. 16, 24). С кротостью мы должны его взять и тогда, о чудо, — иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 30), и крест, под тяжестью которого мы думали изнемочь, мало-помалу скользит с наших плеч, становится в блеске перед нами, мы его охватываем обеими руками, и он нас медленно поднимает на небо. Те, которые это испытали, любят свой крест, — неся его, бывают радостны…

Отчего так часто Спаситель говорил о радости, когда наша жизнь полна скорбей? Думается, именно от этого: Радость

Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15,11-14). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… (Гал. 5, 22)».

Мы привыкли читать знакомые цитаты из Евангелия — вскользь, почти не прилагая сердца — но для Елисаветы Фео­ доровны каждая из приведенных фраз была целым откровением — Любви Спасителя к созданию Своему. Помолчим и мы над мыслями Священного Писания, которые отметила для нас Матушка Елисавета.

Мы нередко чувствуем себя одинокими, забывая, что Гос­ подь не создал нас для формальных с Ним отношений, и внешне исполненное правило не является нашим общением со Христом. Великая Княгиня Елисавета жила, постоянно ощущая присутствие Господа. Ее молитвенное общение с Ним было Ее жизнью. Она знала на самом деле, что Он… не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем… (Деян. 17,27-28). Она молилась Господу — всем сердцем, старалась познать Его волю и исполнять ее — во всех Своих малых и больших делах. Каждая заповедь Христа была для Нее — священной. Душа, истинно любящая Бога, — всегда стремится к Нему своими мыслями и желаниями: ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6,21). Приведенными строками Евангелия Матушка Елисавета хочет напомнить нам о главной тайне жизни, которую мы нередко забываем. Никто не любит нас так, как любит Господь, и — Христос хочет в каждом из нас — видеть Своего личного друга и последователя. Какими же мы должны быть, чтобы оправдать это высочайшее доверие?

«…Всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуй­ тесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5,15-18), и думает ся, что нужно основывать все духовное благотворение на благодарности Господу за то, что Он позволяет нам Ему служить — в лице ближних…

Господь иначе, чем мы, взирает на людские грехи, оттого высокие подвижники и даже святые, которые кажутся нам безгрешными, оплакивали свои грехи. Чем ближе к Солнцу (Богу), тем яснее пятна, оттого грехи относительны; и никто не смеет сказать: «тот разбойник хуже меня», говоря и даже думая так, мы глубоко грешим. Гордость — оружие диавола, а смирение Богу принадлежит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать… (Иак. 4,6).

Хочется рассказать то, что недавно видели: сырой подвал, в темном углу сидит больная старушка в тоске и унынии. Дверь отворяется, и входит к ней служительница Божия. Видя сострадание на лице посетительницы, старушка изливает ей свою грустную жизнь… Даже о телесной немощи она забыла в радости своей духовной.

А сколько сокрушенного внутреннего покаяния и смире­ ния мы находим у тех нищих, которые живут в разврате, в пьянстве, в скорбях, когда искра Божия их коснется! Слова, слышанные при посещении трущоб и вырвавшиеся из наболевшей души: «мы не люди, как же вы к нам приходите», доказывают, сколько надо было выстрадать, чтобы дойти до тако­ го сознания.

А вот еще случай: стоит женщина, отпечаток порока и безволия на всем ее несчастном существе; она в рубище; невольно видно, что нет на ней креста Господня, а где же крест? Когда окружающие стали просить у сестры образков и крестиков, то она, рыдая, сказала: «я недостойна надеть крестик»… Какое сокрушение! Да, верим, что в эту минуту к ней близок был Христос, а с Ним — прощение и спасенье.

Господь видит душу. Наш долг служить и сеять, не ожидая немедленного плода или награды. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6,8-10).

Как же не понять, что если при помощи Господа нам удастся заронить в падшую душу искру Божию хотя бы на мгновение и тем возбудить чувство сокрушения, дав подышать благоуханием Неба, то это будет уже духовный плод, а таких плодов может быть даже много, ибо жива душа у самого падшего человека, как показал благоразумный разбойник…

Мы должны подняться от скорбной земли — до Рая и радо­ ваться с Ангелами об одной спасенной душе, об одной чаше холодной воды, поданной во Имя Господа.

Все нужно делать с молитвой, для Бога, а не для человеческой славы. Читая Святое Евангелие, мы окрыляемся; разве не утешительно будет слышать от Божественного Учителя: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25,40)?

Но опять и в этих мыслях надо смиряться и помнить: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17,10)…

Вера, говорят, оскудела, а все-таки она еще жива. Но мы так часто живем для себя, что делаемся близорукими и проходим со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что делить свое горе — это его уменьшить, а делить свою радость — это ее увеличить.

Откроем наши души, чтобы Божественное солнце Милосердия их согрело».

Любимая Матушка Елисавета, мы как будто не нищие и не убогие, но на самом деле — всецело нищие Духом и немощные — сердцем: и оттого бессильные на всякое подлинно доброе дело. Мы бесконечно нуждаемся в Твоей Святой помощи. Помоги нам, Милостивая наша, приоткрыть свои души — навстречу Твоему Свету, чтобы не всуе иждивали мы свою жизнь. Чтобы не остались безответными перед Праведным Судией — в наш главный час.

Великим снисхождением Божиим было для нас, недостойных, знакомство с последней монахиней Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Никогда мы с мамой не сумеем отблагодарить Господа за Его неизреченную к нам Милость. Матушка прожила у нас считанные месяцы — неполный год. Но мы остались под впечатлением, что рядом с нами долгие годы жил бесконечно родной человек. Монахиня Надежда — урожденная Зинаида Александровна Бреннер (23 апреля 1890 года — 1 сентября 1983 года), принадлежала к дворянскому роду. К сожалению, нам ничего неизвестно о ее родственниках. Мы были столь покорены высотой духа матушки, что ни разу не разговорились с ней о ее родословной. Она ушла из жизни 93 лет. Ее воспоминания легли в основу этой книги.

Когда-то я спросила матушку Надежду, какую добродетель Елисавета Феодоровна почитала большей, и она ответила: «Милосердие. Причем, во всяком самомалейшем его проявлении. Разве трудно оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово — тому, кому больно; улыбнуться огорченному, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся… И все такие легкие дела — если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с Небом и Самим Богом».

Сердце истинно Милующее — это сердце, познавшее Бога и сроднившееся с Ним до конца. Таким было сердце Великой Княгини Елисаветы. Вслед за Господом, Ей нетрудно было склоняться над физическими и духовными язвами людей. Поэтому с такой силой звучат и пронизывают нас Ее слова, которыми Она утешала Своих духовных детей из ссылки: Господи — ведь Ты — мой, истинно мой. Я Тебя слышу и слова Твои — сердечно исполнять буду. Скажите эти слова каждый день, и вам станет легко-легко на душе.

«Чем больше Любовь — тем больше страданий душе», — записал преподобный Силуан Афонский в своем дневнике. Сквозь непомерные скорби Великая Княгиня Елисавета — всей глубиной Своего существа, — восчувствовала Великую Любовь Бога — и ответила на нее — полной мерой. Как Господь отдал Себя — всем нам — до конца: до Креста и добровольного сверхмученичества, так Матушка отдала Себя Господу и всем тем, за кого Он отдал жизнь, — до конца, до собственной Голгофы. Ибо каждая святая мученическая кончина — это продолжение Голгофы Христа, — продолжение Его бездонной Любви, которая по сей день ищет людей, способных ею уязвиться и последовать — ей.

В нашей книге собраны рассказы о великих святых ушедшего века и одновременно о самых скромных людях. Всех их объединяет одно: они сознательно выбрали Божие Добро. Трудно, почти невозможно представить человека, который сознательно выбрал в жизни — ад. Существуют ли на земле те, кто желают себе зла? Если кто-то думает, что хочет попасть в преисподнюю, он явно не понимает смысла произносимых слов. Они — лишь бравада бесов, насильственно и гипнотически действующая на человека. Разве кто-нибудь желает себе, чтобы ненавидящие его истязали его — вечно? Уверена, подобных нет — ни одного. Так остережемся делать зло — не дадим демонам прав — отправить нас в геенну. Если человек с удовольствием пьет яд греховной жизни и верит, что это безвредный напиток, — вера не защитит его от смерти. Если мы не верим в праведное воздаяние за гробом, не верим в существование геенны — наше неверие не спасет нас от гибели. Великая Княгиня Елисавета шла к людям, находящимся в самой трагической ситуации неверия в Бога: шла к тем, кто ворует, блудит, пьет, находится на последней стадии падения. И сегодня Она приходит в трущобы человеческих сердец, в темные подвалы душ… И блажен тот, кто перед лицом Ее Любви и Святости — наконец ощутит свою душу «вертепом разбойников» — испугается и устремится, Ее молитвами, к Свету Покаяния. Если для сердца Елисаветы Феодоровны было невыносимо представить, что душа убийцы Великого Князя Сергия обречена попасть в ад (потому что Господь сказал: Не убий!) — и Она, забывая Свое страшное горе, идет в тюремную камеру — умолять преступника о покаянии, — неужели есть на земле тот грешник, которого Ей сегодня не жалко?! Движимая Милосердием Христовым, Она молитвенно вкладывает в каждую душу мысли о необходимости безотлагательного — серьезного покаяния. Боже, даруй услышать все то, что Великая Княгиня Елисавета говорит сегодня, — каждому из нас.

Матушка Надежда сказала однажды слова, которые таинственно перекликаются с учением преподобного Серафима о цели Христианской жизни — как стяжании Духа Святого (будучи дворянского рода, матушка Надежда была человеком на редкость простым): «Если мы хотим спастись, мы должны по­стараться стать близкими и родными — святым, еще здесь — на земле».

Личность Великой Княгини Елисаветы навсегда стала для меня идеалом святости. «Она способна была не только плакать с плачущими, но и радоваться с радующимися, что обыкновенно труднее первого… Она лучше многих инокинь со­ блюдала великий завет святого Нила Синайского: блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Найти хорошее в каждом человеке и «милость к падшим призывать» было всегдашним стремлением Ее сердца».* Душа Великой Княгини Елисаветы, достигшая столь высокого совершенства, по сей день приходит к нам, грешным, чтобы помочь людям, вслед за Ней — взойти в Небесную Обитель Милосердия.

*Митрополит Анастасий. Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы. Цит. по книге: Материалы к житию преподобномученицы Великой Кня гини Елисаветы. М., 1996.

С тех пор, как ушла на Небо матушка Надежда, я вглядываюсь в человеческие лица и ищу на них отсветы Божественной Любви. Ищу и, святыми молитвами Матушки Великой и батюшки Сергия, встречаю тех, которые сегодня подражают — прежним священникам, следуют идеалу сестер Обители.

Эта книга непроизвольно стала книгой о Милосердии Божием. Ибо Дух Обители, Дух Божественного Милосердия разлит в этой жизни повсеместно. И если бы не так — это было бы равносильно тому, что солнце — погасло. Господь изливает бездну щедрот на каждого из нас — во все дни. Матушка Надежда говорила: «Революция была репетицией конца света. И теперь — человечество достойно, по грехам своим, — последнего наказания Божия». Мы держимся в этой жизни — на самом краю, еще не погибли до конца — одним Милосердием Бога. Христос каждый день ждет нашего ответа на Свою Любовь. Сумеем ли мы подтвердить свое высочайшее призвание «детей Божиих» — своими делами? Ведь дети должны быть похожи — на Отца. Христос каждый день ждет нашего ответа на Свою Любовь, чтобы иметь возможность — помиловать нас.

Откроем наши души, чтобы Божественное солнце Милосердия их согрело.

Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета, святой преподобноисповедник Сергий и вся святая Марфо-Мариинская Обитель, молите Бога о нас!

Запись опубликована в рубрике Жития с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий