Тернистым путем к Богу: [25-летию настоятельского служения протоиерея Василия Ермакова в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга посвящается] / Составители Михаил Шишков и Наталья Живолуп. – изд. 2-ое – СПб., 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Давно уже отца Василия почитают в народе как прозорливого старца. Но сам он решительно это от­вергает: «Никакой я не старец, никакой не прови­дец, а только простой опытный священник Земли Русской. И вообще, все эти увлечения различными чудесами — старцами, прозорливцами, отчитками, мироточивыми иконами — не есть истинный путь для христианина. Чудеса нужны для новоначаль­ных, еще не укрепившихся в вере людей. Настоя­щий же христианин должен быть сосредоточен на стяжании любви к Богу и ближним, на благочести­вой жизни во Христе…» Отец Василий учит своих духовных чад именно этому — через благоговей­ное отношение к Таинствам, собственное подвижни­ческое служение. Он много говорит о трагических последствиях прервавшихся в России духовной тра­диции, преемственности, о том, насколько непросто восстанавливать разрушенное десятилетиями безбо­жия в России. В ответной речи после поздравления его с 50-летием служения отец Василий сказал: «…я сегодня счастлив, что дожил до этого дня. Полвека стоять у Престола Божия — это великая сила, сила Неба на земле, и с каждой службой Божественной я чувствую не угасающие силы старческие, а приток сил Божественных. Слава Богу, голова работает и силы есть, несмотря на маленькие немощи, но это не так важно. Важно, как будешь ревностно слу­жить Богу, как будешь ревностно Его хвалить, как будешь ревностно заботиться о вас, детях нашего времени, вас, россиянах, детях послевоенного вре­мени. Вам надо привить в сердца плод веры, плод молитвы и самое главное — любовь к нашей много­страдальной России»

Действительно, отеческой заботой и попечени­ем исполнены труды отца Василия по окормлению современных людей. И хотя многие ищут у отца Василия конкретных ответов на конкретные вопро­сы, для него духовное чадо — не существо, слепо подчиняющееся духовнику: «К сожалению, многие из приходящих ныне в Церковь не умеют думать. Они приходят и сразу: “Мне надо”, “Я хочу” и т.д. А я говорю им: “Подумайте, подумайте, потому что сразу дать ответ очень сложно”. Я могу его дать, но они его не поймут. Требуется время, то есть надо воцерковиться и побыть вместе с нами — вот это и означает “думать”. Бывает, что люди неправильно понимают мои слова или обижаются. Ну, я переде­лаю слова, подумаю, как переделать. На самом деле люди часто обижаются, что я не говорю того, что им хотелось бы услышать в свою пользу, для себя. Но ведь мне-то виднее по моему долголетнему опыту. Мне виднее, куда направить их».

Самое главное для отца Василия в его многооб­разных заботах и попечениях — возрождение веры, подлинной веры, любви к Церкви в русском чело­веке, без чего невозможно и возрождение России. А вера рождается из страдания и сострадания. Это отец Василий знает по себе. Его вера проходила ис­пытания в тяжелейшие годы войны. Во время вой­ны пришел он в храм, открытый немцами в оккупи­рованном Волхове, а потом, подростком, оказался в немецком концлагере. Как он вспоминает, молился тогда самыми простыми словами: «Господи, дай мне выжить и встретить папу с мамой». Два года без ро­дителей, в условиях постоянной опасности — шко­ла молитвы на всю жизнь. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И потому с особым трепетом относит­ся батюшка к людям военного поколения — среди его духовных чад много ветеранов войны. Это не только люди, которые ближе ему по возрасту, но люди, прошедшие «школу страдания», обретшие или сохранившие в страданиях веру, построившие свою жизнь по Христовым заповедям. Ведь самое трудное не провозгласить себя верующим, христиа­нином — сегодня это легко, это не влечет за собой гонений, скорбей, но — жить по вере и заповедям Божиим… Этому и учит, в первую очередь, — собс­твенным примером, отец Василий.

Годы священнического служения отца Василия — это целая эпоха в истории нашей Церкви, жизни русского народа. У него свой взгляд и на события прошлых лет, и на современность, главное для не­го — духовная оценка всего происходящего. Любо­вью к России, болью за нее проникнуто все, о чем говорит священник, переживший непростые, траги­ческие времена нашей истории.

Итак, наша книга посвящена батюшке, его мно­гообразной деятельности, составителям хотелось на­полнить ее словом самого отца Василия: он поделит­ся своими воспоминаниями, ответит на самые боль­ные и животрепещущие вопросы. Будет предостав­лено слово и его соратникам священнослужителям, и его духовным чадам. Больше всего хотелось бы, чтобы это была живая книга. Потому что отец Васи­лий первый противник любых штампов, застывших форм, в которые загоняют духовную жизнь, «легенд и мифов», искажающих христианскую истину. Он заставляет человека двигаться вперед в духовной жизни, будоражит ум и чувства. И закончить это небольшое вступление к книге хотелось бы словом, заветом отца Василия: «Есть великая сила — Бог всегда за вас, Бог вас хранит, защищает и будет за­щищать, только вы-то станьте ближе к Богу. Труд­но? — Трудно! А утешение — в Боге, в молитве, в радости, благодати и благополучии, которые Гос­подь дарует нам».

Скачать djvu: YaDisk 
489 Mb - 600 dpi - 463 с., ч/б текст, серые и цветные  иллюстрации, оглавление 
Скачать djvu: VK     YaDisk 
118 Mb - 600 dpi - 402 c., ч/б текст, серые иллюстрации, текстовый слой, оглавление

о. Василий ЕрмаковСОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4
У ПРЕСТОЛА ГОСПОДНЯ 8
МОЯ РОДИНА 39
Встреча в Полесье 53
Отчий дом (путевые записки 1998-2000) 61
60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 94
Дань духовной памяти 94
Поздравление ветеранам войны с Днем Победы 9 мая 2005 года 114
О ЧЕМ БОЛИТ ДУША (Отец Василий отвечает на вопросы) 117
Во имя спасения России 117
Церковь и Армия 125
Духовные проблемы современного мира 130
Церковь в современном мире 136
Вопросы духовного окормления 153
Вопросы семейной жизни и воспитания детей 160
О проблеме алкоголизма и наркомании 169
ПИСЬМО Г.А. ЗЮГАНОВУ     174
НАШ ДОЛГ – ЗАЩИЩАТЬ РОССИЮ (Проповеди разных лет)    187
Будем защищать Русский Дом! 183
Русские люди 189
Не распинайте Христа в своей жизни! 194
Христос воскресе! 197
Русь Святая, храни веру православную! 200
Бойтесь духовного уничтожения! 205
Церковь зовет! 212
Несите людям Христа 215
Благовестие Неба на земле 223
За что он страдает? 228
Покров Пресвятой Богородицы 233
Духовное богоубийство 239
Об обязанностях человека 244
О материнской скорби 247
Благословляйте детей 253
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДЕЛЕГАТАМ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА 258
НАШ БАТЮШКА (Духовные чада об отце Василии) 262
Протоиерей Георгий Митрофанов 263
Протоиерей Александр Кузнецов 284
Иерей Георгий Тиммер 286
Вячеслав Борисович Воробьев 297
Екатерина Дмитриевна Багрянцева 304
Владимир Иванович Домнин 311
Сергей Николаевич Радько 316
Юрий Анатольевич Сидоров 320
Галина Михайловна Мурина 327
Евгений 328
Римма Сергеевна Шелкова 332
Елена Александровна Давыдова 342
Михаил Юрьевич Шишков 352
МНОГАЯ ЛЕТА! 361
Поздравление от Святейшего Патриарха Алексии II с 50-летием окончания Духовной Академии     361
Поздравление с 50-летием пастырского служения     362
Поздравление с престольным праздником и именинами 14 января 2005 года     363
Протоиерей Георгий Митрофанов. Слово на 70-летие протоиерея Василия Ермакова    367
Поздравление из Болхова     377
Евгений Румянцев     378
Алла Гурова     380
Екатерина Бусалаева     382
Елена Захарченко     383
Владимир Быков     384
Людмила Кронштадтская 397

ПРЕДИСЛОВИЕ

о. Василий ЕрмаковДавно уже отца Василия почитают в народе как прозорливого старца. Но сам он решительно это от­вергает: «Никакой я не старец, никакой не прови­дец, а только простой опытный священник Земли Русской. И вообще, все эти увлечения различными чудесами — старцами, прозорливцами, отчитками, мироточивыми иконами — не есть истинный путь для христианина. Чудеса нужны для новоначаль­ных, еще не укрепившихся в вере людей. Настоя­щий же христианин должен быть сосредоточен на стяжании любви к Богу и ближним, на благочести­вой жизни во Христе…» Отец Василий учит своих духовных чад именно этому — через благоговей­ное отношение к Таинствам, собственное подвижни­ческое служение. Он много говорит о трагических последствиях прервавшихся в России духовной тра­диции, преемственности, о том, насколько непросто восстанавливать разрушенное десятилетиями безбо­жия в России. В ответной речи после поздравления его с 50-летием служения отец Василий сказал: «…я сегодня счастлив, что дожил до этого дня. Полвека стоять у Престола Божия — это великая сила, сила Неба на земле, и с каждой службой Божественной я чувствую не угасающие силы старческие, а приток сил Божественных. Слава Богу, голова работает и силы есть, несмотря на маленькие немощи, но это не так важно. Важно, как будешь ревностно слу­жить Богу, как будешь ревностно Его хвалить, как будешь ревностно заботиться о вас, детях нашего времени, вас, россиянах, детях послевоенного вре­мени. Вам надо привить в сердца плод веры, плод молитвы и самое главное — любовь к нашей много­страдальной России»

Действительно, отеческой заботой и попечени­ем исполнены труды отца Василия по окормлению современных людей. И хотя многие ищут у отца Василия конкретных ответов на конкретные вопро­сы, для него духовное чадо — не существо, слепо подчиняющееся духовнику: «К сожалению, многие из приходящих ныне в Церковь не умеют думать. Они приходят и сразу: “Мне надо”, “Я хочу” и т.д. А я говорю им: “Подумайте, подумайте, потому что сразу дать ответ очень сложно”. Я могу его дать, но они его не поймут. Требуется время, то есть надо воцерковиться и побыть вместе с нами — вот это и означает “думать”. Бывает, что люди неправильно понимают мои слова или обижаются. Ну, я переде­лаю слова, подумаю, как переделать. На самом деле люди часто обижаются, что я не говорю того, что им хотелось бы услышать в свою пользу, для себя. Но ведь мне-то виднее по моему долголетнему опыту. Мне виднее, куда направить их».

о. Василий ЕрмаковСамое главное для отца Василия в его многооб­разных заботах и попечениях — возрождение веры, подлинной веры, любви к Церкви в русском чело­веке, без чего невозможно и возрождение России. А вера рождается из страдания и сострадания. Это отец Василий знает по себе. Его вера проходила ис­пытания в тяжелейшие годы войны. Во время вой­ны пришел он в храм, открытый немцами в оккупи­рованном Волхове, а потом, подростком, оказался в немецком концлагере. Как он вспоминает, молился тогда самыми простыми словами: «Господи, дай мне выжить и встретить папу с мамой». Два года без ро­дителей, в условиях постоянной опасности — шко­ла молитвы на всю жизнь. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И потому с особым трепетом относит­ся батюшка к людям военного поколения — среди его духовных чад много ветеранов войны. Это не только люди, которые ближе ему по возрасту, но люди, прошедшие «школу страдания», обретшие или сохранившие в страданиях веру, построившие свою жизнь по Христовым заповедям. Ведь самое трудное не провозгласить себя верующим, христиа­нином — сегодня это легко, это не влечет за собой гонений, скорбей, но — жить по вере и заповедям Божиим… Этому и учит, в первую очередь, — собс­твенным примером, отец Василий.

Годы священнического служения отца Василия — это целая эпоха в истории нашей Церкви, жизни русского народа. У него свой взгляд и на события прошлых лет, и на современность, главное для не­го — духовная оценка всего происходящего. Любо­вью к России, болью за нее проникнуто все, о чем говорит священник, переживший непростые, траги­ческие времена нашей истории.

Итак, наша книга посвящена батюшке, его мно­гообразной деятельности, составителям хотелось на­полнить ее словом самого отца Василия: он поделит­ся своими воспоминаниями, ответит на самые боль­ные и животрепещущие вопросы. Будет предостав­лено слово и его соратникам священнослужителям, и его духовным чадам. Больше всего хотелось бы, чтобы это была живая книга. Потому что отец Васи­лий первый противник любых штампов, застывших форм, в которые загоняют духовную жизнь, «легенд и мифов», искажающих христианскую истину. Он заставляет человека двигаться вперед в духовной жизни, будоражит ум и чувства. И закончить это небольшое вступление к книге хотелось бы словом, заветом отца Василия: «Есть великая сила — Бог всегда за вас, Бог вас хранит, защищает и будет за­щищать, только вы-то станьте ближе к Богу. Труд­но? — Трудно! А утешение — в Боге, в молитве, в радости, благодати и благополучии, которые Гос­подь дарует нам».

Запись опубликована в рубрике Жития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий