Валаамские подвижники. – Репринтное воспроизведение издания 1891 г. – СПб.: Валаамский монастырь, 1997

Предисловiе

Восхвалимъ   убо   мужы   славны  и отцы
наши  въ  бытіи.  (Сирах.  44,   1).

Возсіявшу солнцу правды, Господу нашему Іисусу Христу, спасительнымъ пришествіемъ Своимъ на землю, лучи божественнаго Его свѣта озарили всю вселенную. Духоносные Св. Апостолы, свѣтомъ божественнаго Евангелія Христова, просвѣтили всѣ концы земные: „во всю бо землю изыде вѣщаніе ихъ и въ концы вселенныя глаголы ихъ“. Этотъ божественный лучъ Евангельской проповѣди, чрезъ богоноснаго святаго Апостола Андрея Первозваннаго, озарилъ небеснымъ свѣтомъ и нашъ благословенный Валаамъ. Сей св. Апостолъ Андрей, проходя Кіевскіе и Новгородскіе предѣлы, ироііовѣдуя Христа, достигъ и до о. Валаама *{Иcтор. Валаvаск. Моy., изд. 1889 г., стр. 17}. Здѣсь, прогнавъ мракъ безбожія, просвѣтилъ язычниковъ, обитателей сего острова, свѣтомь вѣры Христовой и разрушилъ капище идольское и, водрузивъ на горахъ Валаама спасительное знамя святаго креста, положилъ твердое основаніе вѣры. По немъ возсіяли, какъ бы на твѳрди небесной, на о. Валаамѣ двѣ пресвѣтлыя звѣзды: богоносные отцы наши Сергій и Германъ Валаамскіе Чудотворцы, которые свѣтомъ добродѣтельнаго житія своего совершенно прогнали всю тьму безбожія и водворили сонмъ подвижниковъ, работающихъ въ святомъ иноческомъ чинѣ Господу своему и свѣтомъ богоугодныхъ дѣлъ свѣтившихъ какъ окрестнымъ, такъ и далечайтимъ странамъ Россійскимъ. Отсюда, какъ бы изъ духовнаго разсадника, произошли святители и пастыри Христовой церкви, добрѣ упасшіе Хриетово стадо и многихъ спасенныхъ души приведшихъ Господу, за что и оть Господа, какъ истинныѳ дѣлатели винограда Его, почтенные по смерти нетлѣніемъ тѣлесъ. Святыя ихъ тѣлеса источаютъ исцѣленія, а имена ихъ причтены къ лику святыхъ и молитвенно призываются отъ всѣхъ вѣрныхъ. Изложимъ здѣсь въ краткихъ строкахъ свѣдѣнія о святыхъ подвижникахъ, подвизавшихся на горахъ Валаама и отсюда Божіимъ изволеніемъ изведенныхъ въ разныя страны Россіи, для проповѣди святой вѣры и въ пастыри Христовой церкви.

Имена ихъ слѣдующія:

1. Преп. АВРАМІЙ архимандритъ, Ростовскій чудотворецъ, прибылъ на Валаамъ въ 960 году. Здѣсь, принявъ святое крещеніе, игуменомъ Ѳеогностомъ постриженъ былъ въ иноческій чинъ и отсюда благоволеніемъ Вожіимъ прибылъ въ городъ Ростовъ. Просвѣтивъ жителей его святымъ крещеніемъ, сокрушилъ жезломъ, даннымъ ему отъ Іоанна Богослова, идола велеса и создалъ храмы Божіи, и устроивъ обитель, собралъ множеетво иноковъ и почилъ о Господѣ. Святыя его мощи почиваютъ нетлѣнными *{ Истор. Вал. Мон., изд. 1889 г., стр. 22}.

2. Преп. КОРНИЛІЙ Палеостровскій прибылъ на Валаамъ въ 12 столѣтіи; жилъ здѣсь нѣсколько времени, и впослѣдствіи, удалившись съ Валаама, основалъ на Онежскомъ озерѣ свою обитель въ честь Божіей Матери. Въ сей обители почиваютъ святыя его мощи подъ спудомъ.

8. Преп. АРСЕНІЙ Коневскій около 1398 года прибылъ изъ Новгорода на Валаамъ и здѣсь подвизался нѣкоторое время; отсюда по смотрѣнію Божію отшедши, достигъ Коневскаго острова и тамъ устроилъ нынѣшній Коневскій монастырь. Нетлѣнныя святыя мощи его въ сей обители почиваютъ подъ спудомъ.

4. Преп. САВВАТІЙ Соловецкій до 1429 года подвизался на Валаамѣ, проходилъ со всякимъ смиреніемъ и многимъ терпѣніемъ и кротостію всѣ монастырскія послушанія, подражая многотруднымъ подвигамъ Валаамскихъ иноковъ. Отсюда, Богомъ наставляемый, достигъ Соловецкаго острова, и тамъ, при содѣйствіи Пр. Германа, положилъ начало иноческому житію.

5. Преп. ГЕРМАНЪ, Соловецкій чудотворецъ, Валаамскій питомецъ и сотрудиикъ преподобному Савватію Соловецкому въ дѣлѣ устроенія Содовецкой обители.

6. Преп. ЕВФРОСИНЪ Синоезерскій, въ одно время съ пр. Савватіемъ подвизался нѣсколько лѣтъ въ Валаамской обители. Онъ дроисходилъ изъ рода Князей Тепринскихъ.

7. Св. ГЕННАДИЙ подвизался на Валаамѣ подъ руководствомъ Пр. Савватія Соловецкаго, Савватій былъ старцемъ, а Геннадій ученикомъ. Впослѣдствіи Геннадій былъ Чудовскимъ архимандритомъ и въ 1485 году возведенъ на архіепископскій престолъ великаго Новгорода и вмѣстѣ съ Пр. Іосифомъ Волоколамскимъ мужественно подвизался противъ распространявшейся тогда въ Новгородѣ и другихъ мѣстахъ ереси жидовствующихъ. За свою высокую жизнь и святую ревность онъ причтенъ Православною Церковію къ лику святыхъ.

8. Преп. АЛЕКСАНДРЪ Свирскій въ 1474 году прибылъ въ Валаамскій монастырь. Здѣсь игуменъ Іоакимъ постригъ его, на 26 году отъ рожденія, въ иноческій образъ. Св. Александръ проходилъ всѣ монастырскія послушанія въ безпрерывныхъ трудахъ, постѣ и молитвахъ. Сначала онъ подвизался въ общежитіи, потомъ отшелъ на безмолвіе на одинъ изъ острововъ монастырскихъ. Этотъ островъ въ память святаго отшельника нынѣ называется Святымъ и на немъ до сего дня сохранены слѣды труженнической жизни Преподобнаго Александра: его пещера въ разсѣлинѣ скалы и могила на верху горы, ископанныя по преданію его руками. Божественный гласъ вызвалъ его отсюда на берега рѣки Свири и тамъ Преподобный, собравъ многочисленное братство, основалъ существующій нынѣ Троицкій монастырь, гдѣ и мощи его нетлѣнныя почиваютъ на открытіи.

9. Преп. АѲАНАСІЙ, основатель Сяндемской обители, подвизался на Валаамѣ въ одно время съ пр. Александромъ Свирскимъ и былъ его ученикомъ. По преставленіи пр. Александра въ 1588 г. св. Аѳанасій отошелъ на пустынножитіе въ дремучіе лѣса въ Корелію и здѣсь, на холмѣ, въ 22 верстахъ отъ г. Олонца, основалъ обитель и былъ первымъ наставникомъ братства.

10. Преп. АДРІАНЪ Ондрусовскій подвизался на Валаамѣ во дни преподобныхъ Александра и Аѳанасія. Св. Адріанъ былъ схимникомъ, проходилъ высокую подвижническую жизнь и исполненъ былъ духовной мудрости. Удалившись съ Валаама, пр. Адріанъ на восточномъ берегу Ладожскаго озера основалъ обитель Ондрусовскую. Святыя мощи его до нынѣ покоятся подъ спудомъ, въ основанной имъ обители въ церкви Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы.

Всѣ вышепомянутые свѣтильники церкви Христовой своевременно подвизались добрымъ подвигомъ на горахъ Валаама.

Такъ насажденное св. Апостоломъ Андреемъ христіанство на Валаамѣ и напоенное Угодниками Божіими Сергіемъ и Германомъ возрастало, процвѣтало, утверждалось и благодатію Божіею достигало совершенства иноческаго житія. Вудучи основано не на пескѣ, но на твердомъ камени Христовѣ, непоколебимо пребывало и до сихъ поръ пребываетъ оно въ полномъ благолѣпіи. Вуйныя волны языческаго безбожія и лютеранскаго неистовства, свирѣпствовавшія паче волнъ Ладожскаго озера и нудившіяся сдвинуть съ горъ Валаама христіанство и иночество, ничтоже успѣвши, съ посрамленіемъ возвратились обратно и исчезли какъ дымъ. Послѣдняя борьба лютеранства съ иночествомъ на горахъ Валаама запечатлѣлась кровію Преподобно-Мучениковъ Валаамскихъ, излившихъ свою кровь, отъ меча безбожныхъ лютеранъ, за вѣру Христову и духовное свое отечество Валаамъ; гдѣ были отрождены духовно, тутъ мужественно положили и души свои за Христа. Такъ, злобные враги православія, шведы, не разъ уже разорявшіе и опустошавшіе мирныя кущи иноковъ на Валаамѣ, въ 1578 г. 20 февраля, въ фанатической рѳвности о распространеніи лютеранства, преслѣдуя православныхъ корелъ, напали и на Валаамскій монастырь, разграбили скудные пожитки иноковъ, пожгли огнемъ смиренныя ихъ кельи и самихъ иноковъ порубили мечемъ: игуменъ, 19 достоблаженныхъ и благочестивыхъ старцевъ и 15 послушниковъ мученически потреблены были ихъ мечемъ за твердость въ православной вѣрѣ. Святыя имена ихъ доселѣ молитвенно произносятся въ монастырскомъ памятникѣ. Вотъ имена ихъ: игуменъ Макарій, священно-инокъ Титъ, схимонахъ Тихонъ, монахи: Геласій, Варлаамъ, Сергій, Савва, Кононъ, Сильвестръ, Кипріанъ, Пименъ, Іоаннъ, Самонъ, Іона, Давидъ, Корнилій, Нифонтъ, Аѳанасій, Серапіонъ, Варлаамъ и послушники: Афанасій, Антоній, Лука, Леонтій, Ѳома, Діонисій, Филиппь, Игнатій, Василій, Пахомій, Василій, Іоаннъ, Ѳеодоръ и Іоаннъ. Столько пролито неповинной крови мирныхъ братій за твердость въ вѣрѣ православной! Въ настоящее время, въ день мученической кончины ихъ, 20 февраля, ежегодно совершается о вѣчномъ покоѣ ихъ божественная литургія, вмѣстѣ съ которою поется и соборная панихида.

Напоенныя мученическою кровію святыхъ подвижниковъ, Валаамскія горы въ текущіе вѣка произрастили и воспитали многихъ святыхъ пустынножителей, добльственныхъ безъ крови мучениковъ, подвизавшихся на сихъ священныхъ высотахъ, въ тихомъ уединеніи непрестанно славословившихъ Господа своего и теплыми въ молитвословіи слезами орошавшихъ священныя горы Валаама. Сонмъ сихъ небесныхъ звѣздъ озарилъ свѣтомъ богоугоднаго житія своего не только горы Валаама и окрестныя его страны и все наше отечество, но даже въ Америкѣ, въ предѣлахъ Алеутскихъ острововъ. Труды ихъ въ проповѣди слова Божія тысячи людей привели къ вѣрѣ Христовой.

Въ вышеписанныхъ строкахъ мы представили скудныя свѣдѣнія о святыхъ мужахъ, подвизавшихся на Валаамѣ, всѣ же болѣе подробныя свѣдѣнія и древности Валаама, какъ пояснено выше, истреблены огнемъ отъ неистовыхъ шведовъ, отъ которыхъ Валаамскій монастырь, съ первыхъ же дней своего миоговѣковаго существованія, много разъ подвергался совершенному опустошенію. Если бы чудно не сохранились всемощною Божіею рукою въ нѣдрахъ Валаамскихъ горъ нетлѣнныя святыя тѣлеса Валаамскихъ первоначальниковъ Сергія и Германа, понынѣ благоуханіемъ многообразныхъ чудесъ громко вѣщающія о высокомъ благоугожденіи Святыхъ Чудотворцевъ, если бы не уцѣлѣлъ промыслительно въ древнемъ синодикѣ Новгородскаго Васильевскаго погоста мпогоимянный списокъ блаженныхъ преподобномучениковъ Валаамскихъ, безмолвно свидѣтельствующій о великой любви ко Христу пострадавшихъ, и если бы святая церковь не вписала въ свои священныя лѣтописи свѣтлый сонмъ святыхъ угодниковъ Вожіихъ, духовно воспитавшихся на горахъ Валаама и потомъ насадившихъ вертограды монашескіе, въ разныхъ частяхъ благословеннаго нашего отечества, тогда все прошедшее — великое, дивное и святое Валаама для насъ навсегда было бы сокрыто подъ непроницаемою завѣсою. Только съ періода возобновленія монастыря, послѣ вѣкового его запустѣнія, именно съ конца прошедшаго столѣтія, начинается для Валаама точная исторія, основанная на письменныхъ документахъ и вполнѣ подкрѣпленная достовѣрнымъ преданіемъ и свидѣтельствомъ очевидцевъ. Въ этой-то второй половинѣ „бытія“ Валаама процвѣтшихъ „мужей славныхъ и отцевъ нашихъ“ желаемъ мы подробнѣе восхвалить въ предлагаемомъ теперь біографическомъ очеркѣ. Эти мужи и отцы слѣдующіе: 1) Игуменъ Назарій, 2) Игуменъ Иннокентій, 8) Игуменъ Варлаамъ, 4) Игуменъ Дамаскинъ, 5) Благочинный іеромонахъ Дамаскинъ, 6) Духовникъ іеросхимонахъ Евфимій, 7) Духовникъ іеросхимонахъ Антоній, 8) Іеросхимонахъ Никонъ, 9) Іеросхимонахъ Антипа, 10) Іеромонахъ Виталій, 11) Охимонахъ Николай, 12) Схимонахъ Сергій, 13) Схимонахъ Михаилъ, 14) Схимонахъ Серафимъ, 15) Схимонахъ Ѳеоктистъ, 16) Монахъ Германъ, 17) Монахъ Антоній, 18) Монахъ Аврамій, 19) Монахъ Аѳанасій, 20) Монахъ Веніаминъ, 21) Рясофорный монахъ Ѳеодоръ Косенковъ, 22) Рясофорный монахъ Стефанъ и 28) Послушникъ Василій.

Господи благослови!

Скачать djvu:  YaDisk 
6,9 Mb - 300 dpi - 145 с., ч/б текст, серые иллюстрации,  оглавление
Скачать pdf: YaDisk 
8,5 Mb - 300 dpi - 145 с., ч/б текст, серые иллюстрации, текстовый слой оглавление

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловiе.    4
Игуменъ Назарій.    14
Игуменъ Иннокентій.    23
Игуменъ Варлаамъ.    28
Игуменъ Дамаскинъ.    32
Благочинный іеромонахъ Дамаскинъ.    52
Духовникъ  іеросхимонахъ  Евфимій    54
Духовникъ  іеросхимонахъ  Антоній.    57
Іеросхимонахъ Никонъ.    61
Іероохимонахъ Антипа.    62
Іеромонахъ Виталій.    81
Схимонахъ Николай.    83
Схимонахъ Сергій.    85
Схимонахъ Михаилъ.    87
Схимонахъ Серафимъ.    89
Схимонахъ Ѳеоктистъ.    93
Монахъ Германъ.    95
Монахъ Антоній.    120
Монахъ Аврамій.    122
Монахъ Аѳанасій.    124
Монахъ Веніаминъ.    129
Рясофорный монахъ Ѳеодоръ Косенковъ.    130
Рясофорный монахъ Стефанъ.    132
Послушникъ Василій.    134
Заключеніе.    139
Оглавление.    145

Запись опубликована в рубрике Жития с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий