Летопись Псково-Печерского монастыря, или исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых (с прибавлением Службы им в Неделю 4-ю по Пятидесятнице) / сост. Ю.Г. Малков. М.: Донской монастырь, 1993

Малков Ю.Г. Летопись Псково-Печерского монастыря, или исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых

Скачать djvu:  YaDisk 
6,2 Mb - 300 dpi - 205 с., ч/б текст, серые иллюстрации,  оглавление
Скачать pdf: YaDisk 
7,6 Mb - 300 dpi - 205 с., ч/б текст, серые иллюстрации, текстовый слой оглавление

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5
I.    Дом Пречистой, обитель осиянная 10
II.    Сказания о Псково-Печерском монастыре 20

1.    Повесть о Печерском монастыре 21

О начале монастыря 21
О прихождении польского короля 32
О приходе литовских людей к Печерскому монастырю и о победе над ними 38
О переложении начальных старцев 49
2.    Сказание о нашествии иноплеменников на Печерский монастырь 51
О приходе Ходкевича с литовскими и немецкими людьми к Печерскому монастырю 52

3.    О крестохождении — по завету людей, бывших в осаде в Печерском монастыре 60
4.    Изложение о чудесах Пресвятой Богородицы Печерской (“Роспись” чудес) 68
Дополнение к “Росписи” чудес 82

III.    О Псково-Печерских святых 85

Преподобный Марк, первый старец Печерский 87
Преподобный Иона и преподобная матерь Васса 91
Преподобномученики Корнилий и Вассиан 95
Преподобный Дорофей Югский, схимник Псково-Печерский 109
Праведный Лазарь 121
О почитании Псково-Печерских святых 131
Заключение 133

IV. К истории Псково-Печерской обители 137

Введение 139
1.    Св. игумена Корнилия “Повесть о начале     Печерского монастыря” 141
2.    Как молились в Печерской обители при св. игумене Корнилии 151
3.    Псково-Печерский монастырь в 1602/1603 гг 157
4.    Псковская летопись об осадах Печерского монастыря в 1611-1612 гг 163
5.    Предстоятели Псково-Печерской обители 167

V.    Служба Собора Псково-Печерских святых 174

Введение 175
Собор Псково-Печерских святых 177
Текст Службы 178
К истории сложения текста Службы 195

VI.    Основная литература о Псково-Печерском монастыре 197


ПРЕДИСЛОВИЕ

Что вы наречем, святйи: горних ли жители, яко на небесе есте? дольних ли хранители, яко стражи есте Отчия земли? звезды ли мысленный, яже дастеся нам в путевожди? кормчия ли, яко душы наша ведете ко Христу?“*{Из седальна Службы Собора Псковских святых — в Неделю 3-ю по Пяти десятнице}— так прославляет Святая Церковь угодников Божиих, просиявших в Псковской земле/ Церковное празднование их памяти — как и всего сонма российских святых — имеет не только духовно-символическое, но и самое непосредственное жизненное значение, ибо именно через святых своих — эти путеводные “мысленные звезды” — вот уже более тысячелетия взыскует вся Православная Россия истинных благодатных путей, ведущих ее к Неза-ходимому Свету Царствия Божия — того Царствия, о котором Сам Господь наш Иисус Христос сказал, что оно “внутрь вас есть” (Лук. 17, 21).
Стяжание этого Царствия — как единственной непреходящей цели каждой души христианской — нашло особенно яркое выражение в духовных подвигах угодников Божиих, преподобных иноков, бежавших от суетного мира в глухие пустыни и за крепкие стены монастырей, дабы многими “потами и трудами” сподобиться смиренного права предстоять пред Господом своими чистыми молитвами и “воздыханиями неизглаголаннымим — за лежащий “во тьме и сени смертней” (Пс. 106, 10) грешный мир.
История их святой жизни спасительна и назидательна для каждого из нас; духовное их наследие — дорого каждому христианину, стремящемуся по мере сил своих подражать их подвигу уподобления себя Самому Христу, раскрытия в себе образа Бо-жия, иначе говоря — подражать их преподобию.
Издавна, с целью лучшего руководства нами на путях наших к Богу, Святая Церковь собирала и записывала драгоценные сведения о преподобных подвижниках на страницах как древних летописей, так и многочисленных сборников житий святых — Патериков, Отечников, Цветников, Четии-Миней, Прологов. Среди таких книг хорошо известны: Синайский патерик (или “Луг духовный” — Иоанна Мосха), патерики Скитский и Египетский (с “Лавсаиком” Палладия); из российских патериков — древнейший Киево-Печерский патерик (XIII в.), Волоколамский патерик (XVI в.), Соловецкий (XVII в.). Ряд житийных сборников был составлен в XIX веке — главным образом с жизнеописаниями подвижников отдельных епархий: таковы патерики — Вологодский, Костромской, Тверской, Ярославский и некоторые другие. Существуют и патерики, посвященные подвижникам наиболее прославленных монастырей Древней Руси, но составленные также в позднейший период — во второй половине XIX и даже в начале XX вв. Известны и относительно новые патерики сводного типа — таков, например, составленный в 1863 г. святителем Игнатием Брянчаниновым сводный Отечник сугубо назидательного характера, получивший в дальнейшем довольно широкое распространение.
При этом сам жанр патерика никогда не был определен или ограничен какими-либо жесткими рамками: так некоторые древнерусские житийные сборники содержали не только жития святых отцов, но и описания их посмертных чудес, “слова” в их честь и даже церковные службы им.
В начале XX века появляются и издания иного типа, совмещающие в себе черты патериковых сборников с характерными особенностями научно-исторических исследований (с привлечением документальных свидетельств — летописей, дневников, писем, воспоминаний): таковы, например, труды Е.Поселянина (Е.Н. Погожева), посвященные русским подвижникам благочестия XVIII-XIX вв.; “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря” митрополита Серафима (Чичагова); ряд книг С.А. Нилуса о преподобных старцах Оптиной Пустыни и их духовном наследии — ’’Святыня под спудом”, “На берегу Божьей реки’’; сводный труд на эту же тему — “Оптина Пустынь и ее время” И.М. Концевича.
В известной степени к сборникам такого церковно-исторического характера относится и впервые составленная — по благословению Духовного собора старцев Свято-Успенской Псково-Печерской обители —’ издаваемая ныне “Летопись Псково-Печерского монастыря”.
В этой книге благочестивый и неравнодушный к родной истории читатель найдет и монастырскую хронику XVI-XVII вв. (в виде особой “Повести о Псково-Печерском монастыре” с дополняющими ее более поздними “главами”), и краткие жизнеописания местных святых, и некоторые летописные свидетельства, позволяющие с большей ясностью представить самое бытие Псково-Печерской обители в древнейший период ее существования.
Собственно церковно-агиографическая, т.е. “житийная”, часть представленных здесь древнерусских источников призвана в дальнейшем послужить документальной основой для полного “Псково-Печерского патерика”, — но как уже издания сугубо душеполезного рода, — в отличие от настоящего сборника, интересного не только с точки зрения церковно-исторической, но также и с точки зрения историко-культурной.
В предлагаемой ныне вниманию читателей “Летописи” впервые публикуется и Служба Собора Псково-Печерских святых, как бы подводящая благодарный итог их Христолодражательно-му житию — в назидание всем “родам грядущим”, призванным следовать духовному пути своих благочестивых предков. Их труды, их горячая вера, их деятельная любовь ко Христу и Пречистой Его Матери, Хранительнице Псково-Печерской обители как избранного Ею Своего Дома, — всегда пребывали и пребывают для нас истинным образцом христианского служения Богу и ближним, непрестанно принося плоды Богопросвещения и стяжания духа Христова — даже и по сей день. Об этом свидетельствует и явление в Печерской обители подвижников благочестия в XIX-XX вв.; их подвиги, надеемся, найдут достойное отражение в будущем полном “Псково-Печерском патерике”.
Ныне же остается лишь выразить надежду на то, что, по милости Божией и по молитвам Пречистой Его Матери, традиция печерского подвижничества не пресечется и впредь, последовательно, — со смирением, но и с дерзновением о Господе, — продолжая воплощать в себе “светло украшенный” образ Православной Святой Руси.

Запись опубликована в рубрике Жития с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий