Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Репринт: Москва, 2004

Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу БытияФиларет (Дроздов Василий Михайлович; митрополит Московский и Коломенский; 1782-1867.). Толкование на Книгу Бытия / Святитель Филарет (Дроздов). – М. : Рус. хронограф, 2004 (Тип. АО Мол. гвардия). – 702, [1] с.; 21 см.

Первое издание отдельных книг Нового завета в переводе с с ц.-славянского на русский язык, предпринятое усилиями Российского Библейского Общества (1819 г.), явилось событием огромной важности для всей Русской Православной Церкви, так как именно оно легло в основу создания Синодального перевода Библии (окон. 1876 г.), ныне используемом нами для домашнего чтения. Сегодня мы явственно ощущаем нужду в пособии, помогающем нам уяснить одну из важнейших книг Св. Писания, тем более что до сих пор «Толкование» митр. Филарета является не только одним из первых, но и одним из основных и интереснейших трудов по истолкованию Св. Писания, переведенного на русский язык. При толкованиях учитывается не только греческий перевод 70-ти толковников (Септуагинта), но и более поздний Масоретский (еврейский) список, помогающие нам более глубоко проникнуть в смысл Книги Бытия. Сам святитель в «Предуведомлении» счел нужным отметить, что «все, какие здесь встретятся выражения текста, не от слова до слова согласующиеся с текстом словенским, равно и указания, по которым словенский текст не представляет искомого слова или мысли, соответствуют еврейскому тексту, а в изречениях, приведенных из Нового Завета — греческому». В этом заключается одно из главных достоинств труда митр. Филарета, разработавшего основные критерии для перевода Библии на русский язык, и чьему примеру при создании Толкований неоднократно следовали более поздние комментаторы. Книга будет интересна всем читающим и изучающим Священное Писание и стремящимся более глубоко ознакомиться с историей создания мира и человека.

Скачать djvu: YaDisk
4,5 Mb - 300 dpi - 831 с., ч/б текст, оглавление
Скачать pdf: YaDisk 
14,5 Mb - 300 dpi - 831 с., ч/б текст, текстовый слой, оглавление

И предал я сердце мое тому,чтобы исследоватьи испытать мудростию все, что делается под небом:это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

Книга Екклесиаста или Проповедника 1:13


СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая СОТВОРЕНИЕ МИРА И ИСТОРИЯ ПЕРВОГО МИРА
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ — стр. 9
ПРЕДУГОТОВЛЕНИЕ К ЧТЕНИЮ КНИГИ БЫТИЯ — стр. 13

I. НАЗВАНИЕ КНИГИ БЫТИЯ — стр. 13
II. ЕЕ ПИСАТЕЛЬ — стр. 14
III. ДОСТОВЕРНОСТЬ ПИСАНИЙ МОИСЕЕВЫХ СО СТОРОНЫ ЕГО ЛИЦА — стр. 16
IV. ВРЕМЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КНИГИ БЫТИЯ — стр. 17
V. ПРЕДМЕТ ЕЕ — стр. 18
VI. ЕЕ ЦЕЛЬ — стр. 19
VII. РАСПОЛОЖЕНИЕ ЕЕ ЧАСТЕЙ — стр. 20

СОТВОРЕНИЕ МИРА — стр. 23

НАЧАЛО МИРА ВООБЩЕ — стр. 23
ШЕСТИДНЕВНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТВОРЕНИЯ — стр. 27
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ — стр. 29
ДЕНЬ ВТОРОЙ — стр. 36
ДЕНЬ ТРЕТИЙ — стр. 39
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ — стр. 42
ДЕНЬ ПЯТЫЙ — стр. 46
ДЕНЬ ШЕСТОЙ — стр. 49
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОКОНЧАНИЕ ТВОРЕНИЯ — стр. 60

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — стр. 72

ВЗГЛЯД НА СОТВОРЕНИЕ МИРА ДО СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА — стр. 73
ОБРАЗ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА — стр. 76
ПЕРВОЕ МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА — стр. 79
ЗАПОВЕДЬ, ДАННАЯ АДАМУ — стр. 86
СОТВОРЕНИЕ ЖЕНЫ — стр. 90
УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА — стр. 95
СОСТОЯНИЕ НЕВИННОСТИ — стр. 97

ПАДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — стр. 101

ИСКУШЕНИЕ ПЕРВЫХ ЧЕЛОВЕКОВ — стр. 101
ГРЕХОПАДЕНИЕ — стр. 108
ОБЛИЧЕНИЕ — стр. 112
СУД БОЖИЙ — стр. 115
НАРЕЧЕНИЕ НОВОГО ИМЕНИ ЖЕНЕ — стр. 130
НАЧАЛО ОДЕЖДЫ — стр. 131
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ — стр. 133

ЖИЗНЬ КАИНА И АВЕЛЯ — стр. 140

РОЖДЕНИЕ КАИНА И АВЕЛЯ — стр. 141
ОБРАЗ ЖИЗНИ — стр. 144
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ — стр. 144
БРАТОУБИЙСТВО — стр. 153
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДЛЯ КАИНА — стр. 154

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТВЕРЖЕННОГО ПЛЕМЕНИ — стр. 164
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЕНИ БЛАГОСЛОВЕННОГО — стр. 173
РОДОСЛОВИЕ И ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ СЕМЕНИ ЖЕНЫ — стр. 177
КОНЧИНА ПЕРВОГО МИРА — стр. 185

ПРИЧИНЫ ИСТРЕБЛЕНИЯ — стр. 186
ПЕРВОГО МИРА — стр. 186
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПОТОПЕ — стр. 191
ИЗБРАНИЕ НОЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ — стр. 193
ВСТУПЛЕНИЕ В КОВЧЕ — стр. 201
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОТОПА ВОЗРАСТАЮЩЕГО — стр. 208
ОКОНЧАНИЕ ПОТОПА — стр. 213
ИСШЕСТВИЕ ИЗ КОВЧЕГА — стр. 221

Часть вторая ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МИРА И ЦЕРКВИ ПОСЛЕ ПОТОПА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИЗБРАННОГО НАРОДА В АВРААМЕ ОБНОВЛЕНИЕ МИРА — стр. 229

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — стр. 229
ОБЕТОВАНИЕ — стр. 231

ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ — стр. 235

ОБНОВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕЖИТИЯ — стр. 236
ОБНОВЛЕНИЕ ЦАРСТВА БЛАГОДАТИ — стр. 243

ИСТОРИЯ НОЯ И СЫНОВ ЕГО ПО ПОТОПЕ — стр. 246

НАЧАТКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ПО ПОТОПЕ — стр. 246
ОБРАЗ ЖИЗНИ НОЯ — стр. 247
ПАДЕНИЕ — стр. 248
СВОЙСТВА СЫНОВ НОЕВЫХ — стр. 248
СУДЬБА СЫНОВ НОЕВЫХ — стр. 249
ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ НОЯ — стр. 253
ПОТОМСТВО ИАФЕТА — стр. 255
ПОТОМСТВО ХАМА — стр. 260
ПОТОМСТВО СИМА — стр. 269

РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ — стр. 276
РОДОСЛОВИЕ И ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ ПОТОМСТВА СИМОВА — стр. 288
ЖИЗНЬ ФАРРЫ — стр. 291
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АВРАМА В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ — стр. 297

ПРИЧИНА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ — стр. 297
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ — стр. 301
БЛИЖАЙШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ — стр. 304

ПУТЕШЕСТВИЕ АВРАМА В ЕГИПЕТ — стр. 313
РАЗЛУЧЕНИЕ АВРАМА И ЛОТА — стр. 322
ПЛЕН И ИЗБАВЛЕНИЕ ЛОТА — стр. 332

ВОЙНА ДЕВЯТИ ЦАРЕЙ — стр. 333
БЕДСТВИЕ ЛОТА И ПОМОЩЬ АВРАМА — стр. 337
ТОРЖЕСТВО АВРАМА — стр. 338

ОТКРОВЕНИЕ АВРАМУ О СУДЬБЕ ЕГО ПОТОМСТВА — стр. 346
РОЖДЕНИЕ ИЗМАИЛА — стр. 363

БРАК АВРАМА С АГАРЬЮ — стр. 363
НЕСОГЛАСИЕ САРЫ И АГАРИ — стр. 366
ОТКРОВЕНИЕ АГАРИ — стр. 368
РОЖДЕНИЕ ИЗМАИЛА — стр. 373

ЗАВЕТ — стр. 379

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ЗАВЕТУ — стр. 380
НОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ — стр. 382
ВИДИМЫЙ ЗАВЕТ — стр. 386
ОБЕТОВАНИЕ САРЕ — стр. 393
НЕДОУМЕНИЕ АВРААМА — стр. 394
ХОДАТАЙСТВО О ИЗМАИЛЕ — стр. 395
СУДЬБА ИСААКА И ИЗМАИЛА — стр. 396
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАВЕТА — стр. 398

БОЖЕСТВЕННОЕ ПОСЕЩЕНИЕ С ПОСЛЕДНИМ ПРЕДРЕЧЕНИЕМ О РОЖДЕНИИ ИСААКА — стр. 403

СОДЕРЖАНИЕ — стр. 404
СЛЕДУЮЩЕГО ПОВЕСТВОВАНИЯ — стр. 404
ОБРАЗ БОГОЯВЛЕНИЯ — стр. 407
САМОЕ ОТКРОВЕНИЕ — стр. 410

ПОГИБЕЛЬ СОДОМА И СОПРЯЖЕННЫЕ С НЕЮ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛОТА — стр. 414

ОТКРОВЕНИЕ О СОДОМЕ — стр. 415
МОЛИТВЕННЫЙ РАЗГОВОР О ПУТЯХ ПРАВОСУДИЯ И МИЛОСЕРДИЯ — стр. 419
ГОСТЕПРИИМСТВО ЛОТА — стр. 422
КРАЙНОСТЬ РАЗВРАЩЕНИЯ СОДОМЛЯН — стр. 423
ПОСЛЕДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ СПАСЕНИЯ В СОДОМЕ — стр. 426
ИЗВЕДЕНИЕ ЛОТА ИЗ СОДОМА — стр. 427
СОХРАНЕНИЕ ЦОАРА — стр. 428
КАЗНЬ СОДОМА — стр. 430
НЕСЧАСТИЕ ЖЕНЫ ЛОТОВОЙ — стр. 433
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ПОВЕСТВОВАНИЯ — стр. 434
ПРИБАВЛЕНИЕ О ПОТОМСТВЕ ЛОТА — стр. 435

ИСКУШЕНИЕ АВРААМА В ГЕРАРАХ — стр. 440

РОЖДЕНИЕ И УНАСЛЕДОВАНИЕ ИСААКА — стр. 452
СОЮЗ АВРААМА С АВИМЕЛЕХОМ — стр. 466
ВЕЛИКОЕ ИСКУШЕНИЕ И ОБЕТОВАНИЕ — стр. 473

КОНЧИНА САРРЫ И БРАК ИСААКА — стр. 493

РОД НАХОРА — стр. 494
КОНЧИНА САРРЫ — стр. 496
БРАК ИСААКА — стр. 503

ПОСЛЕДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВРААМА — стр. 519

СУПРУЖЕСТВО АВРААМА С ХЕТТУРОЮ — стр. 520
О КОНЧИНЕ АВРААМА — стр. 523
О ЖИЗНИ ИЗМАИЛА — стр. 524

Часть третья ИСААК, ИАКОВ, ИОСИФ
РОЖДЕНИЕ И СВОЙСТВА ДВУХ СЫНОВ ИСААКА — стр. 529
ИСКУШЕНИЯ ИСААКА, РАСТВОРЕННЫЕ УТЕШЕНИЯМИ — стр. 538
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЫНОВ ИСААКА И ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ СЕГО — стр. 548

СЛУЧАЙ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ К БЛАГОСЛОВЕНИЮ — стр. 549
ХИТРОСТЬ РЕВЕККИ — стр. 551
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВУ — стр. 555
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИСАВУ — стр. 558
ПОСЛЕДСТВИЯ — стр. 562

ПУТЕШЕСТВИЕ ИАКОВА В МЕСОПОТАМИЮ — стр. 568

АПУТСТВУЮЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ — стр. 569
ОБЕТ — стр. 576
ВСТУПЛЕНИЕ ИАКОВА В ДОМ ЛАВАНА — стр. 578
ДВА СУПРУЖЕСТВА ИАКОВА — стр. 580
ПЛОДЫ ДВУХ СУПРУЖЕСТВ ИАКОВА — стр. 584
ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ИАКОВА — стр. 591
ОТШЕСТВИЕ ИЗ МЕСОПОТАМИИ — стр. 598
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ — стр. 603
ОТКРОВЕНИЕ ОБОДРЯЮЩЕЕ — стр. 611
ОПАСЕНИЕ — стр. 613
БОРЬБА С БОГОМ — стр. 618
СВИДАНИЕ ИАКОВА С ИСАВОМ — стр. 626
ВСТУПЛЕНИЕ В ЗЕМЛЮ ХАНААНСКУЮ — стр. 629

НЕСЧАСТИЕ ДИНЫ И ОТМЩЕНИЕ — стр. 639
БОГОСЛУЖЕНИЕ И БОГОЯВЛЕНИЕ В ВЕФИЛЕ — стр. 646
НЕКОТОРЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ СЕМЕЙСТВЕННЫЕ И РОД ИАКОВА — стр. 653
РОДОСЛОВИЕ ИСАВА — стр. 657

ДЕТИ И ПЛЕМЕНА ОТ ИСАВА — стр. 658
РОДОСЛОВИЕ СЕИРА — стр. 661
ДИНАСТИИ ИДУМЕЙСКИЕ — стр. 662
ДОМАШНЕЕ НЕСЧАСТИЕ ИОСИФА — стр. 667

ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИУДЫ И ФАМАРИ — стр. 678
ИСКУШЕНИЕ И ВОЗВЫШЕНИЕ ИОСИФА В ЕГИПТЕ — стр. 690

ИСКУШЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ УТЕШЕНИЯМИ — стр. 691
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ И ОТЪЯТИЕ НАДЕЖДЫ — стр. 696
НЕЧАЯННОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ — стр. 702
ПРОВИДЕНИЕ ЧРЕЗ ИОСИФА О ЕГИПТЕ — стр. 711

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ЕГИПЕТ — стр. 716

ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ — стр. 718
ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ — стр. 728
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ — стр. 748
СПИСОК ПЕРЕСЕЛЕННЫХ — стр. 751
ПОДРОБНОСТИ ПРИШЕСТВИЯ В ЕГИПЕТ — стр. 757
ОТСТУПЛЕНИЕ — стр. 761
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — стр. 766

ЗАВЕЩАНИЕ ИАКОВА ИОСИФУ — стр. 767
УСЫНОВЛЕНИЕ ИАКОВОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЫНОВ ИОСИФОВЫХ — стр. 772
ПОСЛЕДНЕЕ ПРОРОЧЕСТВО И СМЕРТЬ ИАКОВА — стр. 782

ВСТУПЛЕНИЕ — стр. 783
ПРОРОЧЕСТВО О РУВИМЕ — стр. 783
О СИМЕОНЕ И ЛЕВИИ — стр. 784
О ИУДЕ — стр. 788
О ЗАВУЛОНЕ — стр. 793
О ИССАХАРЕ — стр. 793
О ДАНЕ — стр. 794
О ГАДЕ — стр. 795
О АСИРЕ — стр. 795
О НЕФФАЛИМЕ — стр. 796
О ИОСИФЕ — стр. 796
О ВЕНИАМИНЕ — стр. 798
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — стр. 799

ПОГРЕБЕНИЕ ИАКОВА — стр. 805
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИОСИФА — стр. 809
ПРИМЕЧАНИЯ — стр. 812


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В толковательных сочинениях на Св. Писание обыкновенно предполагается, что читатель будет иметь оное пред глазами при чтении толкования. Сие предположено было и в сей книге при первом ее издании. Но ныне рассуждено внести в нее и самый текст книги Бытия на русском наречии, как для облегчения читающих, так и для того, чтобы продолжающемуся ныне прохождению Св. Писания с древнего, не всем понятного, на новое вразумительное наречие по возможности уготовлять путь далее. Только места Св. Писания, служащие к подтверждению истолкований, большею частью не выписаны, а указаны числами глав и стихов, ибо внесение текста их в сию книгу увеличило бы ее чрезмерно. Разбор некоторых еврейских слов может быть предоставлен имеющим потребность и средства заниматься исследованиями сего рода. Прочее, каково есть, предлежит суду каждого. Все, какие здесь встретятся выражения текста, не от слова до слова согласующиеся с текстом славянским, равно и указания, по которым славянский текст не представляет искомого слова или мысли, соответствуют еврейскому тексту, а в изречениях, приведенных из Нового Завета, — греческому. Произношение имен собственных по возможности удержано употребленное в переводе славянском, как уже знакомое. Отступлено от оного в тех случаях, где для предупреждения погрешностей или недоразумений нужно было с точностью следовать еврейскому произношению. Нет сомнения, что и весь настоящий опыт, и особенно та его часть, где изыскивается дух писмени и случаи древности рассматриваются как предуставленные образы (1 Кор. X. 11) будущего, имеют нужду в снисхождении читателей к недостаткам писавшего. Если, однако, сим опытом дан будет некоторым случай к размышлению и побуждение к более успешному испытанию Писаний, то сие будет уже великою наградою для трудившегося.


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Издание Священных книг Ветхого Завета в русском переводе привлекло к ним особенное внимание ревнителей благочестия. Но опытов истолкования на книги Священного Писания на русском языке мы имеем очень немного, и притом на отдельные только книги Священного Писания {{Например, Иринея, архиеп. Псковского «Толкования на 12 Пророков», 1821 г., и неизвестного автора на кн. Иова, 1860 г.}}. Между сими опытами первое по достоинству место занимают Записки на книгу Бытия, составленные ректором Санкт-Петербургской Академии, архимандритом, ныне митрополитом Московским Филаретом, но и они, изданные вторым тиснением сорок восемь лет назад, ныне сделались чрезвычайно редкою книгою. Приняв во внимание настоятельную нужду чад Православной Церкви в пособии для уразумления важнейшей из книг Писания, повествующей о происхождении мира и человека, Общество любителей духовного просвещения ходатайствовало пред автором Записок на книгу Бытия о дозволении напечатать их новым изданием. Позволение дано с любовью и готовностью служить благу Церкви, и новое издание Записок предлагается вниманию благочестивых читателей. Да послужит оно чадам Православной Церкви пособием к уразумению истинной истории о начале мира и человека! И если за труд издания позволительно желать какого-либо воздаяния, то издатели просят читателей, чтоб они с их молитвами соединили и свои молитвы о сохранении драгоценной жизни писателя. 3 июля 1867 г.

Запись опубликована в рубрике Писание с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий