Aрхимандрит Амфилохий Сергиевский-Казанцев

Биография

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович), епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. Родился в семье священника с. Любец Боровского уезда Калужской губернии 20 июня 1818 г. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 14 ноября 1842 г. на втором курсе академии постригся в монашество. 1 августа 1844 г. был рукоположен во иеромонаха и 1 августа 1845 г. по окончании академии назначен в Суздаль учителем и смотрителем Духовного училища. В 1852 году получил назначение на должность настоятеля в Ростовский Борисоглебский монастырь, с возведением в сан архимандрита. Как начальник о. Амфилохий отличался величайшим добродушием и полным отсутствием формализма. 28 июля 1858 г. назначен настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого “Новый Иерусалим”, обладающего драгоценной библиотекой из старинных рукописей. Это назначение определило дальнейшую деятельность о. Амфилохия. Ранее в 1845 году он издал в Москве свое академическое сочинение о трех обетах монашества – девстве, настяжании и послушании, теперь же он занялся исключительно палеографическими трудами. В 1860 году, после четырехлетнего (?) управления Новоиерусалимским монастырем, он переселился в Москву и в течение 10 лет состоял в числе братии Московского Покровского миссионерского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1863 году избран членом-корреспондентом Академии Наук по греческой и славянской палеографии. 30 декабря 1874 г. назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. За время пребывания в монастырях архимандрита Амфилохия, труды по палеографии потекли обильным потоком. Труды приносили ему неоднократно ученые премии от Академии Наук (уваровскую, демидовскую, ломоносовскую), сделали его ученое имя известным не только в России, но и за границей и принесли ему звание почетного члена многих ученых учреждений. Живя в Москве, он занимался изучением древне-славянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. Все его сочинения по палеографии, изданные, конечно, не для широкого круга читателей, имеют неоспоримое значение для науки и многие содержащиеся в них данные, касающиеся древних рукописей и в особенности древнего церковного искусства, особенно по иллюстрировании книг, вошли уже в общенародный обиход. 1 мая 1888 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии, с пребыванием в г. Ростове. Хиротония состоялась в Спасо-Яковлевском монастыре г. Ростова, совершал ее митрополит Московский Иоанникий с сослужащими ему святителями. Епископ Амфилохий состоял действительным и почетным членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ. Оставил очень много работ по археологии, филологии и истории древней русской литературы; составил описание рукописей библиотеки Воскресенского монастыря; впервые списал многие древние рукописи. Весьма важны его труды по сравнению греческих и древне-славянских рукописей и по составлению словарей к древним памятникам. В этом славном археологией городе преосвященный и скончался 20 июля 1893 г.

Библиография

  1. О трех обетах монашества (девстве, настяжании и послушании). Издано в 1845 году.
  2. Описание Евангелия, писанного на пергамене в Новгороде для Юрьевского монастыря в 1118—28 годах // Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. — СПб., 1861. — Т. Х. Вып. I. — Стб. 73—78.
  3. Из пандекта Антиохова XI века // Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. — СПб., 1861. — Т. Х. Вып. III. — Стб. 1—58.
  4. Из Ирмолоя XII—XIII века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки // Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. — СПб., 1861. — Т. Х. Вып. VI. — Стб. 65—102.
  5. Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича с его портретом. Москва, 1863.
  6. О греческом Кондакаре XII-XIII века Московской синодальной библиотеки сравнительно с древним славянским переводом // ИРАН. Записки. Т.16. №4. 1869. [© Archeologia.ru]
  7. Описание греческой Псалтыри 862 года. 1873. [© Archeologia.ru]
  8. О самодревнейшем Октоихе XI века юго-славянского юсового письма, найденном в 1868 г. А.Ф. Гильфердингом в Струмнице. М., 1874. [На сайте о. Михаила Желтова]
  9. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге. М. 1875 ( зеркало на сайте Византинороссика)
  10. Летописные и другие древние сказания о св. благоверном вел. кн. Данииле, сыне св. благоверного великого кн. Александра-Невского и о построенном им за Москвой-рекой Даниловом монастырей. М. 1875. [© Archeologia.ru]
  11. Снимки с рукописей Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеки. М., 1876,
  12. Описание Юрьевского Евангелия 1118-28 г. Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеки с приложениемМ., 1877 (в одном переплете с: Древле-славяно-греко-русский словарь из Юрьевского евангелия 1118-28 г… М., 1877) (зеркало) [На сайте о. Михаила Желтова]
  13. Снимки из кондакария XII-XIII вв. М. 1879.
  14. Древлеславянская псалтирь XIII века, сличенная по церковнославянским переводам с греческим текстом и еврейским, с примечаниями. Вторая половина псалтыри. М., 1879.
  15. Палеографическое описание греческих рукописей, с таблицами снимков. М. 1879-1880. Т. I – IV.
  16. Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в. по рукописи Московской синодальной библиотеки №437 с древнейшим славянским переводом. 1879.М. 1879; рецензия И.Д. Мансветова.
  17. Об отрывках из древлеславянских рукописей XI и XII—XIII вв. М., 1880.
  18. Исследование о Пандекте Антиоха XI в., находящемся в Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеке. М., 1880.
  19. Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М. 1880.
  20. Древле-славянская псалтирь Симоновская до 1280 года, сличенная по церковно-славянским и русским переводам с греческим текстом и еврейским. Т.4. 2-е изд. 1881. [© Archeologia.ru]
  21. Четвероевангелие Галичское 1147 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными: Острожским 1576 г. и Киевским 1788 г. с греческим евангельским текстом 635 г., сличенным с греческими четвероевангелиями X и X-XI вв. графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными Преосвященным Порфирием из Евангелий Публичной Библиотеки в С.-Петербурге и печатными 1757 г. изданиями Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа. С гравированными изображениями евангелистов. т. I-III, М. 1882-1883.
  22. Древне-славянский Карпинский апостол XIII в. с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XII-XVII вв. с разночтениями греческими, заимствованными из Нового Завета, изданного Рейнекцием в 1747 г. М. 1885.
  23. Сборник изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников с X по XV в., конечных украшений, заставок, заглавных букв с 835 по XVII в. М. 1885.
  24. Апокалипсис XIV века Румянцевского музея, сличенный с древним памятником Алексия, помещенным в его Новом Завете, с греческим текстом V в. из кодекса св. Ефрема Сирина. изд. Тишендорфа 1072 г., где недоставало в кодексе V в. в изобр. М. 1886.
  25. Апокалипсис XIV в. исправленный преимущественно по Апокалипсису, исправленному и писанному св. Алексием митрополитом… М. 1887.
  26. О древнем переводе Апостола – об исправлении его. Дополнение к описанию рукописей Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древне-славяно-греко-русский словарь, сравненный по древним памятникам. М. 1888.
  27. Седмица крестных страданий Иисуса Христа, Воскресение Его, вознесение и судьбы мира. Тифлис. 1904.

Собрание рукописных книг архим. Амфилохия (Сиргиевского) НИОР РГБ, ф. 7