Настоящий том продолжает серию Избранных трудов акад. В. В. Виноградова и непосредственно связан с книгой «Поэтика русской литературы» («Наука», 1976). В том вошли работы 20—30-х годов. На материале творчества протопопа Аввакума, Пушкина, русских прозаиков XX в. Виноградов ставит теоретические проблемы, представляющие значительный интерес для современной филологической науки.
Скачать pdf: YaDisk 27,2 Mb - 300 dpi - 362 с., ч/б текст, текстовой слой, оглавление Скачать djvu: YaDisk 4,4 Mb - 300 dpi - 362 c., ч/б текст, оглавление
От редакторов 1
О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума 3
- 1. О стилистике 3
- 2. О формах стиля в Житии протопопа Аввакума 7
- 3. Символика Жития протопопа Аввакума 11
- 4. Композиционный анализ Жития 30
- Заключение 38
Проблема сказа в стилистике 42
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 56
- Предисловие 56
- Язык литературно-художественного произведения 57
- I. История русского языка и история русской литературы в их взаимоотношениях 57
- II. Два контекста речи литературно-художественного произведения 68
- III. О композиционно-речевых категориях литературы 70
- IV. Социально-языковые системы и индивидуально-языковое творчество 82
- V. Проблема имманентного анализа языка литературного произведения 92
- VI. Несколько замечаний о проекционном методе 95
Поэтика и риторика 98
I. Из истории и теории риторики 98
II. Опыты риторического анализа 120
- 1. Исполнительское и литературное мастерство оратора 120
- 2. Анализ речи В. Д. Спасовича по делу Кронеберга 123
III. Проблема риторических форм в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского 146
- 1. Образ ритора 146
- 2. Стилистические разоблачения риторических форм 153
- 3. Борьба за святую человеческую действительность 160
- 4. Об идейных нормах писательского «я» 165
- 5. Заключение 166
IV. «Беседа» Салтыкова-Щедрина о деле Кронеберга и Спасовича 167
- 1. Проблема эзоповского языка 167
- 2. Игра логическими формами 169
- 3. О приемах риторической трансформации 172
- 4. Адвокатура и литература 174
- 5. Заключение 174
Послесловие 175
Стиль «Пиковой дамы» 176
- 1. Сюжет «Пиковой дамы» и профессионально-игрецкие анекдоты 176
- 2. Математический расчет и кабалистика игры как художественные темы 187
- 3. Символика карт и карточного языка 191
- 4. Символика игры и идеологические схемы 198
- 5. Образ автора в композиции «Пиковой дамы» 203
- 6. Субъектные формы повествовательного времени и их сюжетное чередование 210
- 7. Диалоги в композиции «Пиковой дамы» 214
- 8. Приемы изображения душевной жизни. Взаимодействие семантики и синтаксиса 220
- 9. Объектные формы синтаксиса в языке «Пиковой дамы». Строение синтагм и их основные типы 226
- 10. Субъектные формы синтаксиса в языке «Пиковой дамы». Предложение как композиционная единица повествования и стилистические функции форм глагольного времени 228
- 11. Об «открытых, или «сдвинутых» конструкциях в синтаксисе «Пиковой дамы» 233
- 12. Лексика повествовательного стиля в «Пиковой даме» 236
- 13. Вариации повествовательной манеры в пушкинской прозе 238
- О теории литературных стилей 240 Из статьи «К построению теории поэтического языка» 250
- О «Пиковой даме» Из книги «Стиль Пушкина» 256
Приложения 284
Условные сокращения, принятые в приложениях 284
В. В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века. А. П. Чудаков 285
Комментарии 316
Содержание 361