Книга продолжает серию работ античного сектора ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР по истории становления европейской литературной теории. В средние века наследие античной литературной теории было переработано в такую систему, которая, по меняясь в основе и дорабатываясь лишь в частностях, просуществовала до XVIII в. Как происходила такая переработка, и показывают основные разделы книги. Книга предназначена литературоведам.
Скачать pdf: YaDisk 25,4 Mb - 300 dpi - 257 c., ч/б текст, текстовой слой, оглавление. Источник: Мир книг
Содержание
Введение – стр. 4 Вступление. Литературные теории в составе средневекового типа культуры. С.С. Аверинцев – стр. 5 Византийская риторика. Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры. С. С. Аверинцев – стр. 19 Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики. М.Л. Гаспаров – стр. 91 Приложение – стр. 170 Гермоген. Введение к трактату “О видах речи”. Пер. Т.В. Васильевой – стр. 170 Иоанн Гарландский. “Поэтика”. Избранные места. Пер. М.Л. Гаспарова – стр. 178
- Вступление – стр. 177
- Глава 1. [О нахождении] – стр. 178
- Глава 2. Об отборе – стр. 181
- Глава 3. Об искусстве начинать – стр. 182
- Глава 4. О частях письма – стр. 183
- Глава 5. О недостатках – стр. 186
Алкуин. “Риторика”. “Диалог мудрейшего короля Карла и Альбина, учителя, о риторике и добродетелях”. Пер. П.А. Рубцовой – стр. 191 Дидактический характер “Риторики” Алкуипа. (Литературно-исторический контекст трактата). Н.А.Рубцова 236 “Стихи о фигурах красноречия” Пер. М.Л. Гаспарова – стр. 249
Введение
Сто лет назад значение средневековья в истории европейской культуры представлялось очень малым. Оно казалось мрачным промежутком застоя мысли между пытливыми эпохами аптнчпости и Возрождения. Современная наука покопчила с этой антиисторической картиной. Копечно, при этом но обошлось без крайностей, без одностороннего возвеличивания «духа средневековья»; но крайности остались крайностями, а общая картина развития европейской культуры приобрела гораздо большую глубину и убедительность. Средневековье не было пассивным передатчиком античного наследия Новому времени — оно его заново осмыслило и свело в систему. То, что в аптнчпости было родным, органичным, самоподразумевающпмся и поэтому не побуждало задумываться, то стало тенерь предметом специального изучения и потребовало логического продумывания и по возможности связного изложения. Это относится ко всем областям культуры — в том числе и к литературе. Именно византийское и латинское средневековье, сохранившее античное наследие в новой культурной (а отчасти и национальной) среде, создало на основе этого наследия новую структуру теоретико-литературного мышления, которая потом устойчиво развивалась в течение многих веков, подкрепляясь обращением к своим античным истокам и видоизменяясь сообразно требованиям сменяющихся эпох. Средневековые поэтика, риторика, критика развивались, во-первых, па основе традиций античной школы, перешедших в систему средневекового образования; во-вторых, на основе традиций античной философии и эстетики, творчески переработанных средневековым мировоззрением; в-третьих, на основе опыта непрекращающегося переписывания и комментирования сочинений классических авторов. Русскому читателю памятники этой работы незнакомы почти совершенно. Предлагаемый труд, подготовленный сектором античной литературы Ипститута мировой литературы им. А. М. Горького, стремится восполнить именно этот пробел.