ПРЕДИСЛОВИЕ
Давно уже отца Василия почитают в народе как прозорливого старца. Но сам он решительно это отвергает: «Никакой я не старец, никакой не провидец, а только простой опытный священник Земли Русской. И вообще, все эти увлечения различными чудесами — старцами, прозорливцами, отчитками, мироточивыми иконами — не есть истинный путь для христианина. Чудеса нужны для новоначальных, еще не укрепившихся в вере людей. Настоящий же христианин должен быть сосредоточен на стяжании любви к Богу и ближним, на благочестивой жизни во Христе…» Отец Василий учит своих духовных чад именно этому — через благоговейное отношение к Таинствам, собственное подвижническое служение. Он много говорит о трагических последствиях прервавшихся в России духовной традиции, преемственности, о том, насколько непросто восстанавливать разрушенное десятилетиями безбожия в России. В ответной речи после поздравления его с 50-летием служения отец Василий сказал: «…я сегодня счастлив, что дожил до этого дня. Полвека стоять у Престола Божия — это великая сила, сила Неба на земле, и с каждой службой Божественной я чувствую не угасающие силы старческие, а приток сил Божественных. Слава Богу, голова работает и силы есть, несмотря на маленькие немощи, но это не так важно. Важно, как будешь ревностно служить Богу, как будешь ревностно Его хвалить, как будешь ревностно заботиться о вас, детях нашего времени, вас, россиянах, детях послевоенного времени. Вам надо привить в сердца плод веры, плод молитвы и самое главное — любовь к нашей многострадальной России»
Действительно, отеческой заботой и попечением исполнены труды отца Василия по окормлению современных людей. И хотя многие ищут у отца Василия конкретных ответов на конкретные вопросы, для него духовное чадо — не существо, слепо подчиняющееся духовнику: «К сожалению, многие из приходящих ныне в Церковь не умеют думать. Они приходят и сразу: “Мне надо”, “Я хочу” и т.д. А я говорю им: “Подумайте, подумайте, потому что сразу дать ответ очень сложно”. Я могу его дать, но они его не поймут. Требуется время, то есть надо воцерковиться и побыть вместе с нами — вот это и означает “думать”. Бывает, что люди неправильно понимают мои слова или обижаются. Ну, я переделаю слова, подумаю, как переделать. На самом деле люди часто обижаются, что я не говорю того, что им хотелось бы услышать в свою пользу, для себя. Но ведь мне-то виднее по моему долголетнему опыту. Мне виднее, куда направить их».
Самое главное для отца Василия в его многообразных заботах и попечениях — возрождение веры, подлинной веры, любви к Церкви в русском человеке, без чего невозможно и возрождение России. А вера рождается из страдания и сострадания. Это отец Василий знает по себе. Его вера проходила испытания в тяжелейшие годы войны. Во время войны пришел он в храм, открытый немцами в оккупированном Волхове, а потом, подростком, оказался в немецком концлагере. Как он вспоминает, молился тогда самыми простыми словами: «Господи, дай мне выжить и встретить папу с мамой». Два года без родителей, в условиях постоянной опасности — школа молитвы на всю жизнь. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И потому с особым трепетом относится батюшка к людям военного поколения — среди его духовных чад много ветеранов войны. Это не только люди, которые ближе ему по возрасту, но люди, прошедшие «школу страдания», обретшие или сохранившие в страданиях веру, построившие свою жизнь по Христовым заповедям. Ведь самое трудное не провозгласить себя верующим, христианином — сегодня это легко, это не влечет за собой гонений, скорбей, но — жить по вере и заповедям Божиим… Этому и учит, в первую очередь, — собственным примером, отец Василий.
Годы священнического служения отца Василия — это целая эпоха в истории нашей Церкви, жизни русского народа. У него свой взгляд и на события прошлых лет, и на современность, главное для него — духовная оценка всего происходящего. Любовью к России, болью за нее проникнуто все, о чем говорит священник, переживший непростые, трагические времена нашей истории.
Итак, наша книга посвящена батюшке, его многообразной деятельности, составителям хотелось наполнить ее словом самого отца Василия: он поделится своими воспоминаниями, ответит на самые больные и животрепещущие вопросы. Будет предоставлено слово и его соратникам священнослужителям, и его духовным чадам. Больше всего хотелось бы, чтобы это была живая книга. Потому что отец Василий первый противник любых штампов, застывших форм, в которые загоняют духовную жизнь, «легенд и мифов», искажающих христианскую истину. Он заставляет человека двигаться вперед в духовной жизни, будоражит ум и чувства. И закончить это небольшое вступление к книге хотелось бы словом, заветом отца Василия: «Есть великая сила — Бог всегда за вас, Бог вас хранит, защищает и будет защищать, только вы-то станьте ближе к Богу. Трудно? — Трудно! А утешение — в Боге, в молитве, в радости, благодати и благополучии, которые Господь дарует нам».
Скачать djvu: YaDisk 489 Mb - 600 dpi - 463 с., ч/б текст, серые и цветные иллюстрации, оглавление Скачать djvu: VK YaDisk 118 Mb - 600 dpi - 402 c., ч/б текст, серые иллюстрации, текстовый слой, оглавление
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
У ПРЕСТОЛА ГОСПОДНЯ 8
МОЯ РОДИНА 39
Встреча в Полесье 53
Отчий дом (путевые записки 1998-2000) 61
60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 94
Дань духовной памяти 94
Поздравление ветеранам войны с Днем Победы 9 мая 2005 года 114
О ЧЕМ БОЛИТ ДУША (Отец Василий отвечает на вопросы) 117
Во имя спасения России 117
Церковь и Армия 125
Духовные проблемы современного мира 130
Церковь в современном мире 136
Вопросы духовного окормления 153
Вопросы семейной жизни и воспитания детей 160
О проблеме алкоголизма и наркомании 169
ПИСЬМО Г.А. ЗЮГАНОВУ 174
НАШ ДОЛГ – ЗАЩИЩАТЬ РОССИЮ (Проповеди разных лет) 187
Будем защищать Русский Дом! 183
Русские люди 189
Не распинайте Христа в своей жизни! 194
Христос воскресе! 197
Русь Святая, храни веру православную! 200
Бойтесь духовного уничтожения! 205
Церковь зовет! 212
Несите людям Христа 215
Благовестие Неба на земле 223
За что он страдает? 228
Покров Пресвятой Богородицы 233
Духовное богоубийство 239
Об обязанностях человека 244
О материнской скорби 247
Благословляйте детей 253
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДЕЛЕГАТАМ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА 258
НАШ БАТЮШКА (Духовные чада об отце Василии) 262
Протоиерей Георгий Митрофанов 263
Протоиерей Александр Кузнецов 284
Иерей Георгий Тиммер 286
Вячеслав Борисович Воробьев 297
Екатерина Дмитриевна Багрянцева 304
Владимир Иванович Домнин 311
Сергей Николаевич Радько 316
Юрий Анатольевич Сидоров 320
Галина Михайловна Мурина 327
Евгений 328
Римма Сергеевна Шелкова 332
Елена Александровна Давыдова 342
Михаил Юрьевич Шишков 352
МНОГАЯ ЛЕТА! 361
Поздравление от Святейшего Патриарха Алексии II с 50-летием окончания Духовной Академии 361
Поздравление с 50-летием пастырского служения 362
Поздравление с престольным праздником и именинами 14 января 2005 года 363
Протоиерей Георгий Митрофанов. Слово на 70-летие протоиерея Василия Ермакова 367
Поздравление из Болхова 377
Евгений Румянцев 378
Алла Гурова 380
Екатерина Бусалаева 382
Елена Захарченко 383
Владимир Быков 384
Людмила Кронштадтская 397
ПРЕДИСЛОВИЕ
Давно уже отца Василия почитают в народе как прозорливого старца. Но сам он решительно это отвергает: «Никакой я не старец, никакой не провидец, а только простой опытный священник Земли Русской. И вообще, все эти увлечения различными чудесами — старцами, прозорливцами, отчитками, мироточивыми иконами — не есть истинный путь для христианина. Чудеса нужны для новоначальных, еще не укрепившихся в вере людей. Настоящий же христианин должен быть сосредоточен на стяжании любви к Богу и ближним, на благочестивой жизни во Христе…» Отец Василий учит своих духовных чад именно этому — через благоговейное отношение к Таинствам, собственное подвижническое служение. Он много говорит о трагических последствиях прервавшихся в России духовной традиции, преемственности, о том, насколько непросто восстанавливать разрушенное десятилетиями безбожия в России. В ответной речи после поздравления его с 50-летием служения отец Василий сказал: «…я сегодня счастлив, что дожил до этого дня. Полвека стоять у Престола Божия — это великая сила, сила Неба на земле, и с каждой службой Божественной я чувствую не угасающие силы старческие, а приток сил Божественных. Слава Богу, голова работает и силы есть, несмотря на маленькие немощи, но это не так важно. Важно, как будешь ревностно служить Богу, как будешь ревностно Его хвалить, как будешь ревностно заботиться о вас, детях нашего времени, вас, россиянах, детях послевоенного времени. Вам надо привить в сердца плод веры, плод молитвы и самое главное — любовь к нашей многострадальной России»
Действительно, отеческой заботой и попечением исполнены труды отца Василия по окормлению современных людей. И хотя многие ищут у отца Василия конкретных ответов на конкретные вопросы, для него духовное чадо — не существо, слепо подчиняющееся духовнику: «К сожалению, многие из приходящих ныне в Церковь не умеют думать. Они приходят и сразу: “Мне надо”, “Я хочу” и т.д. А я говорю им: “Подумайте, подумайте, потому что сразу дать ответ очень сложно”. Я могу его дать, но они его не поймут. Требуется время, то есть надо воцерковиться и побыть вместе с нами — вот это и означает “думать”. Бывает, что люди неправильно понимают мои слова или обижаются. Ну, я переделаю слова, подумаю, как переделать. На самом деле люди часто обижаются, что я не говорю того, что им хотелось бы услышать в свою пользу, для себя. Но ведь мне-то виднее по моему долголетнему опыту. Мне виднее, куда направить их».
Самое главное для отца Василия в его многообразных заботах и попечениях — возрождение веры, подлинной веры, любви к Церкви в русском человеке, без чего невозможно и возрождение России. А вера рождается из страдания и сострадания. Это отец Василий знает по себе. Его вера проходила испытания в тяжелейшие годы войны. Во время войны пришел он в храм, открытый немцами в оккупированном Волхове, а потом, подростком, оказался в немецком концлагере. Как он вспоминает, молился тогда самыми простыми словами: «Господи, дай мне выжить и встретить папу с мамой». Два года без родителей, в условиях постоянной опасности — школа молитвы на всю жизнь. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И потому с особым трепетом относится батюшка к людям военного поколения — среди его духовных чад много ветеранов войны. Это не только люди, которые ближе ему по возрасту, но люди, прошедшие «школу страдания», обретшие или сохранившие в страданиях веру, построившие свою жизнь по Христовым заповедям. Ведь самое трудное не провозгласить себя верующим, христианином — сегодня это легко, это не влечет за собой гонений, скорбей, но — жить по вере и заповедям Божиим… Этому и учит, в первую очередь, — собственным примером, отец Василий.
Годы священнического служения отца Василия — это целая эпоха в истории нашей Церкви, жизни русского народа. У него свой взгляд и на события прошлых лет, и на современность, главное для него — духовная оценка всего происходящего. Любовью к России, болью за нее проникнуто все, о чем говорит священник, переживший непростые, трагические времена нашей истории.
Итак, наша книга посвящена батюшке, его многообразной деятельности, составителям хотелось наполнить ее словом самого отца Василия: он поделится своими воспоминаниями, ответит на самые больные и животрепещущие вопросы. Будет предоставлено слово и его соратникам священнослужителям, и его духовным чадам. Больше всего хотелось бы, чтобы это была живая книга. Потому что отец Василий первый противник любых штампов, застывших форм, в которые загоняют духовную жизнь, «легенд и мифов», искажающих христианскую истину. Он заставляет человека двигаться вперед в духовной жизни, будоражит ум и чувства. И закончить это небольшое вступление к книге хотелось бы словом, заветом отца Василия: «Есть великая сила — Бог всегда за вас, Бог вас хранит, защищает и будет защищать, только вы-то станьте ближе к Богу. Трудно? — Трудно! А утешение — в Боге, в молитве, в радости, благодати и благополучии, которые Господь дарует нам».